Иено Дулович: Моя техника мои снимки |
НАТЮРМОРТ
Фотографические сюжеты, объединяемые под названием "натюрморт", сейчас не в моде. Я же, как и раньше, высоко ценю такие снимки, считая их лучшей школой требовательного фотографа.
Интенсивность и направление освещения, передача поверхности и стр
. туры, правильное проявление негатива, соотношение между выдержкой и
выравниванием, а также вопросы размещения объектов на снимке, линейного
и тонального построения и т. п.≈все эти проблемы и всю технику лучше всего
изучить на съемке натюрмортов. Здесь раскроется дарование фотографа. так как вс╦, начиная с выбора объектов съемки и кончая проявлением, он может-расположить по своему вкусу и сделать так, как подсказывают его зна-ния. Натюрморт представляет собой такой вид съемки, где решающую
роль в характеристике снимаемых объектов играет освещение. Объекты
неподвижны, поэтому выдержку мы можем удлинять, как нам потребуется,
а" это≈ основное условие для получения совершенного
негатива. Собрав так много преимуществ, говорящих в пользу съемки натюрмортов, у нас будут все основания заинтересовать ею читателя.
При этой съемке речь может идти о двух типах аппаратов: однообъективныг зеркальный аппарат с поднимающимся зеркалом, работающий без параллаксов и показывающий точные границы кадра, и малоформатный аппарат, снабженный ный приставкой для съемки с близкого расстояния, имеющий большую глубину резкости и являющийся самым универсальным прибором. С таким апгаратом. мы можем работать легко и быстро. Особенно надежно и быстро работает контаметр "Контакса". Новые возможности при съемке тем же аппаратом дает Пакфлеко. а также применение специальной головки для наводки, сменных линз и промежуточных колец.
Глубина резкости при съемке натюрмортов имеет большое значение
как при фотографировании с близкого расстояния она очень мала. Наводка на резкость высококачественных малоформатных аппаратов производится очень быстро и надежно. Таким образом, ничем не отвлекаясь, мы можем заняться важнейшим делом: размещением предметов и созданием световых
эффектов. Жаль только, что контаметр, который я, как правило, применяю со своим "Контаксом", при съемках натюрмортов не обрисовывает точных границ кадра, и поэтому я рекомендую не занимать всей плоскости снимка до краев. Лучше отодвинуть аппарат немного назад. Одновременно увеличится и глубина резкости. Крупного зерна при увеличении выбранной нами части кадра можно не опасаться, так как мы в состоянии дать выдержку, увеличенную против нормальной, и затем проявить пленку в мягко работающем проявителе.
ОСВЕЩЕНИЕ
Чем ярче и сильнее освещение, тем лучше. Солнечный свет не всегда пригоден, так как он слишком быстро меняет свое направление и для наводки на резкость остается мало времени. Лучше всего свет, даваемый прожекторными лампами из прозрачного стекла, так как он образует резко очерченные тени. Если нам для особых целей нужен рассеянный свет, то лампы нужно прикрыть чехлами из белой бумаги или заменить их специальными перекальными фотолампами.
Я сам работаю намного проще: всего с двумя нормальными электрическими лампами по 200 в. Одна ввинчивается в патрон висячей лампы, позволяющей ее поднимать и опускать (рис. 4,а) для того, чтобы по желанию изменять направление освещения. Эта лампа дает резкий и обычно контурный свет. На вторую я надеваю бумажный чехол (рис. 4,6) и во время съемки держу в руках, чтобы, изменяя ее положение, подсвечивать теневые части с разных сторон. При этом нельзя забывать, что при фотографировании блестящих объектов (например, стекло, металл и т. п.) на поверхности их будет отражаться изображение подсвечивающей лампы, а если ее перемещать с места на место, то останутся световые полосы. С помощью этих световых полос мы можем получить нужные нам и очень своеобразные световые эффекты, если
двигать лампу по хорошо продуманной схеме в определенном направлении. Если мы хотим избежать этих полос, то лампу следует держать неподвижно и менять ее место можно только один раз, выключая во время этой процедуры.
Долго держать включенными мощные лампы не экономно, поэтому я сконструировал небольшой переключатель (рис. 5 ), с помощью которого я могу включать лампы либо параллельно, либо последовательно. В первом случае они дают полный, во втором≈более слабый свет. Этого слабого света вполне достаточно для определения кадра по видоискателю и фокусировки. Полный свет включается только на время экспозиции.
Интенсивность подсветки зависит от расстояния между лампой и объектом и частично от плотности бумажного чехла, надетого на лампу, или экрана, закрывающего ее. Как правило, подсветка должна быть слабой, чтобы можно было применить сильно выравнивающее проявление, которое даст нам мелкозернистый снимок.
Если в качестве фона применяется белая скатерть, то иногда бывает, что в верхней части снимка она получается светлее, чем в других частях, так как эта часть расположена ближе к лампе, дающей контурный свет. Исправить положение можно, затемнив во время экспозиции эту светлую часть листом картона. Если позволяет снимок, край тени от картона надо направить в косом направлении. Тем самым мы улучшим впечатление от снимка (см. рис. 4,г). Технику затемнения, так же как и освещения, можно организовать по-разному.
НАВОДКА НА РЕЗКОСТЬ
Наводка на резкость должна, по возможности, производиться на первую
треть пространства, так как только таким образом нам удастся добиться
наиболее рационального диафрагмиро-вания. Резкость необходима по всей глубине, поскольку все предметы натюрморта, как правило, подчеркиваются равномерно и ни один из них не должен быть нерезким. Конечно, бывают исключения. Правильный путь нам должен указать наш вкус.
ВЫБОР ПРЕДМЕТОВ
Какие предметы выбрать для натюрморта≈это, конечно, дело вкуса. Нужно только, чтобы отобранные для этой цели предметы были взаимно связаны. Вряд ли сочетание скрипки и зубной щетки подходит для одного снимка.
Повседневная жизнь часто подсказывает нам различные варианты натюрмортов. Если нам пришла в голову хорошая тема, надо не только записать перечень предметов, которые составят натюрморт, но и набросать примерную схему их расположения. Эта схема может быть выполнена в общих чертах, на ней надо только указать, где расположится каждый из предметов. Разумеется, перед съемкой их можно будет поменять местами. Важно, чтобы мы начинали работу подготовленными.
В заключение≈еще один хороший совет. Если вы устанете от размещения предметов и выбора освещения, то лучше всего-отложить съемку, а не доводить ее до конца во что бы то ни стало. Сядьте лучше в удобное кресло, послушайте хорошую музыку по радио или посмотрите журнал, а затем, отдохнув, возвращайтесь к работе. После съемки оставьте все на своих местах, чтобы снова,
со стороны, посмотреть, как расположены предметы. Могу держать пари, что кое-какие ошибки или лучшие варианты будут наверняка найдены. Тогда не ленитесь и снимите натюрморт еще раз. Только такая настойчивая, кропотливая работа может привести к хорошим результатам. Упорство и самодисциплина≈основное в фотографии. Оба эти качества нам вообще нужны в жизни.
|