Иено Дулович: Моя техника мои снимки |
СНИМКИ С ЛУНОЙ
Луна в ночной фотографии может играть либо главную, либо вспомогательную роль. В первом случае луна, появляясь в кадре, ставит перед фотографом тяжелую задачу. Ее свет не слишком силен; кроме того, она довольно быстро перемещается по небосводу. По моим наблюдениям, выдержки более 20 сек.* давать нельзя, так как иначе луна выйдет сдвинутой.
За такое короткое время хороший снимок может дать только светосильный объектив (1:2 или 1:1,5), так как мы хотим видеть на снимке нe только луну, но и окружающее ее небо вместе с облаками. Без облаков небо будет слишком темным и скучным. Здесь нам снова поможет светосильный малоформатный аппарат. Причем надо учесть, что облака могут двигаться еще быстрее, чем луна, а поэтому нам из-за них придется еще сократить время выдержки.
НЕКОТОРЫЙ УКАЗАНИЯ
Самые подходящие моменты для съемки≈полнолуние, безветренные ночи с медленно плывущими легкими светлыми облаками. Очень выгодную роль может сыграть при этом гладкая зеркальная поверхность воды, в которой отражается небо. Но именно к этому варианту надо подойти критически, чтобы вместо хорошего снимка не получилась безвкусица. Важно, чтобы на снимке был виден хотя бы один источник искусственного света или предмет, освещенный таким источником (освещенное окно), подчеркивающий ночной характер снимка. Иначе его легко принять за снимок, сделанный при заходе солнца.
Фотоснимки, в которых участвует луна, лучше удаются при использовании объективов с большим фокусным расстоянием, так как они передают луну в размерах, более привычных нашему глазу.
В связи с этим, вероятно, было бы интересно узнать, как был сделан при лунном свете снимок статуи святого Стефана в Будапеште (фото 115). Ко времени съемки луна находилась за головой статуи и благодаря дымке в воздухе создала своим светом сияние вокруг фигуры. В совершенно чистом воздухе такого эффекта не получилось бы. Я открыл затвор как раз в тот момент, когда луна скрылась за головой, и закрыл его, когда она показалась с другой стороны. Все это заняло 40 сек. За это время я подсветил статую со стороны аппарата вспышкой магния (0,5 г) для того, чтобы теневые части тоже хорошо прорисовались. Снимок был сделан при диафрагме 3,5 на пластинке "Ортохром".
В роли статиста луна выступает, например, когда она освещает местность, расположенную перед аппаратом, и подсвечивает те части, куда не доходит свет фонарей. Такая подсветка особенно ценна, когда лежит снег. Очень часто луна, внезапно выходящая из-за туч, спасает своим светом ситуации, уже казавшиеся совершенно безнадежными. Таким образом, луна≈это друг не только влюбленных парочек, но и страстных любителей ночной фотографии.
* Точнее, до 5 сек. (Прим. ред.)
|