Иено Дулович: Моя техника мои снимки

ПОРТРЕТНАЯ СЪЕМКА

Я думаю, что о портретной съемке не смогу сказать слишком многого. Это область, которой нужно посвятить себя целиком. Тут сможет обобщить необходимый опыт только тот, кто на протяжении ряда лет работает в ателье. Наибольшую трудность составляет здесь как раз решение не технических вопросов.

Что касается меня, то я и в ателье не отказался бы от малоформатного аппарата: быстрое и удобное пользование, большая светосила, дешевизна негативного материала, позволяющая сделать большое количество снимков в одной позе,≈все это серьезные основания. Заказчик мог бы потом спокойно выбрать снимки, которые ему больше всего понравятся, и дать их увеличить.

Каждый человек "знает" себя по отражению в зеркале, вернее говоря, он думает, что знает себя, а каждое зеркало как бы сделано из розового стекла, так как оно показывает смотрящегося в него значительно лучше, чем он есть на самом деле. Поэтому очень удобно положить перед заказчиком несколько снимков сразу; это, правда, потребует применения мягкорисующей оптики, а порой и ретуши.

РЕТУШЬ

Ретушь вполне возможна и на малоформатных снимках, особенно если мы изготовляем промежуточные негативы 9х12 см на специальной пленке "Агфа" для прямого контратипирования. Впрочем, этот вопрос можно решить и по-другому: у фотографа должен быть наготове аппарат большого формата для применения в тех случаях, когда очевидно, что придется сильно ретушировать. Я лично ограничился бы первым способом.

О преимуществах моментальной съемки, по-моему, говорить не стоит. Слишком длительная выдержка легко приводит к напряженному, неестественному выражению лица снимаемого, в то время как моментальная выдержка допускает съемку в разгаре веселой дружеской беседы, и снимок получится более живым. Хороший портрет ребенка, например, можно сделать только с моментальной выдержкой.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

Интенсивность освещения сейчас не представляет сложной задачи. Гораздо более трудным вопросом является расположение ламп. Я не стал приводить здесь в качестве примера снимки с различным освещением≈они знакомы читателю по многочисленным учебникам фотографии. Там действие верхнего, нижнего и бокового освещения разбирается так подробно и наглядно, что в конце концов читатель не знает, какое освещение в данном случае было бы правильным. Конечно, на этот вопрос и ответить не так-то просто, так как одно и то же освещение годится не для каждого случая.

Освещение должно в большей или меньшей степени подчеркивать индивидуальность снимаемого лица; освоить его окончательно можно только на практике. Во всяком случае, я убедился, что примененный со вкусом контурный свет часто приводит к хорошим результатам, если только позаботиться о подходящей подсветке. Лучше всего, если подсветка дает рассеянный свет, так как прямой неприятно подчеркивает неровности кожи лица.

При киносъемках в качестве подсветки охотно применяют концентрированный свет определенного направления, причем падает он обычно сверху и немного сбоку (солнечное освещение). В результате появляется четко выраженная и не всегда приятная тень от носа на верхней губе. По моему мнению, такое освещение не пригодно ни для какого типа лица, однако им пользуются, я думаю, из-за стремления к правдоподобным снимкам; исходят из того, что солнечный свети на самом деле обычно освещаетлицо со стороны. Это правильно, но ведь солнце освещает также и с других сторон, давая при этом даже самые утонченные эффекты контурного света. Почему мы должны придерживаться одного и притом не самого благоприятного типа освещения?

Я делал сравнительные снимки и был вынужден признать, что свет, падающий сбоку, освещает лицо не так хорошо, как умело подсвеченный контурный свет. Это можно наблюдать даже в увеличениях с технически безупречных, хорошо проработанных негативов. Если при боковом освещении еще и тени выйдут слишком черными, тогда на снимке из феи легко может получиться ведьма. Интенсивная подсветка определенного направления неполноценна даже в тех случаях, когда она не искажает лицо, так как не дает свету полностью проявить себя: рисунок теней отвлекает наше внимание от нежной прелести просвечивающих волос, сверкающих глаз и т. п.

Вывод: надо стремиться к подсветке рассеянным светом; при этом лицо остается в равномерной полутени или с едва заметными, размытыми тенями.

ПОДКРАШИВАТЬ ГУБЫ

Для решения этих задач я также рекомендую применять высокочувствительную пленку типа "Суперпан". Как уже говорилось ранее, она передает цвет губ немного бледнее; помочь в этом случае можно губной помадой. Вообще же без губной помады обойтись трудно, так как бледные губы выходят слишком светлыми даже на ортохроматическом материале. Лучше всего для этой цели подходит губная помада коричневато-красного цвета, применяемая при киносъемках. Но, конечно, можно воспользоваться и обыкновенной помадой, если нанести ее на губы более толстым слоем. Сильно диафрагмировать объективы-анастигматы при портретной съемке не рекомендуется. Причину этого я уже изложил выше, когда рассказывал о применении мягкорисующей оптики.

ПОРТРЕТНАЯ СЪЕМКА НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ

При съемке портретов на открытом воздухе очень важно не допустить попадания прямого солнечного света на лицо, так как при этом образуются резкие тени, сильный свет заставляет щуриться, что искажает выражение лица.

Повсюду, где только возможно, мы должны фотографировать либо при контурном свете, либо в тени. В последнем случае мы можем добиться удовлетворительных результатов, лишь применяя менее чувствительный, а значит, и более контрастно работающий панхроматический материал, однако безупречного снимка мы не получим никогда. И здесь лучше пользоваться пленкой наивысшей чувствительности. Светофильтры надо применять только в том случае, когда фоном служит небо и мы не хотим, чтобы оно получилось белым пятном. Фон, между прочим, тем приятнее, чем он равномернее и спокойнее.

Назад... Дальше...

[Home] [TTL] [Albums] [Stereo] [Art] [Books & Articles] [Monitor Calibration] [Search] [Contacts] [Guestbook]


Copyright (c) 1999-2024 Alexey Semenoff