Иено Дулович: Моя техника мои снимки

СПОРТИВНАЯ СЪЕМКА

Спортивная съемка не входит в область художественной фотографии. Это утверждение относится, по крайней мере, к тем снимкам, задачей которых является увековечение какого-либо спортивного достижения. Однако у взыскательных фотографов, для которых спорт является только предлогом, имеются очень широкие возможности. Таким предлогом могут быть, например, туристские походы≈для фотографирования красивых пейзажей, плавание и гребля≈ для "улавливания" чудесных световых эффектов, даваемых водой и т. п. Если фотограф хочет добиться успеха в этой области, то он должен хотя бы немного разбираться в каком-нибудь виде спорта. Хорошие горные пейзажи сможет получить только тот, кто сам иногда надевает горные ботинки, штурмовку и рюкзак, берет веревку и ледоруб и не отстает от других членов команды.

На льду может фотографировать только тот, кто, держа в руках дорогой аппарат, уверенно чувствует себя на коньках. Водный спорт раскроет всю свою красоту только тому, кто сам владеет веслом.

Для спортивной съемки важно также практичное снаряжение. Речь идет здесь вовсе не о дорогих вещах. В лыжных походах, например, я прячу аппарат и принадлежности к нему в специальный деревянный ящик собственной конструкции, который вешаю за спину. Этот ящик изготовлен из пятислойной фанеры и герметически закрывается при помощи резиновой ленты. Ящик настолько прочен, что я спокойно становлюсь на него.

Часто бывает, что лыжник, торопясь до наступления темноты вернуться в деревню или в пылу соревнований в лесистой местности на заледеневших лесных дорогах поскользнувшись, падает в снег. В таких случаях выручает описанный ящик. Мы можем также защитить аппарат, закутав его в толстую фланель или в свой пуловер и поместив его поглубже в рюкзак. Но ведь для того, чтобы на ходу извлечь его оттуда, придется основательно потрудиться. а это вряд ли понравится попутчикам, так как потребует их остановки.

НА ВОДЕ

Ящик сослужил мне хорошую службу и во время моих поездок по воде. Подобную же услугу может оказать водонепроницаемый мешок, снабженный застежкой "молния". Во время моих путешествий по воде и на автомобиле мне, кроме того, хорошо помогла сумка, изготовленная из прорезиненного мате-2,'ала. В этой сумке сделано 20≈30 небольших отделений, в которых помещаются все необходимые мелочи: светофильтры, тросики, солнечные бленды,' магний и т. д. Конечно, надо следить за тем, чтобы все эти предметы после пользования ими были аккуратно положены на свое место. Через некоторое время мы с закрытыми глазами быстро сможем находить то, что нам нужно, будь то вечером в палатке, при свете свечи или костра. Ничего страшного, если даже ваши спутники прозовут эту сумку "сумкой акушерки". Главное, чтобы у нас в любое время было под руками все, что нам нужно!

КРАТЧАЙШИЕ СКОРОСТИ ЗАТВОРА

Аппарат со щелевым затвором очень хорош для художественных "спортивных" съемок, но совсем не обязателен: выдержка в 1/1000 сек- только в определенных случаях будет достаточной для нашего выравнивающего проявления, a 1/500 сек. нам дадут и затворы типа "Компур". (На фото 94 выдержка в 1/500 сек. потребовала светосилы 1,5. Только так мне удалось получить хорошо проработанный снимок.) Если же движения настолько быстры, что они требуют выдержки в 1/1000 или 1/1250 ceк., то нам придется отказаться от выравнивающего проявления и проявлять в более энергичном проявителе, т. е. уже не обращая внимания на мелкозернистость и выравнивание. Иногда, конечно, быстрые движения удается четко сфотографировать с относительно длительными выдержками. Такой случай представлен на фото 96, где скачущая галопом лошадь была сфотографирована со скоростью 1/125сек- > при светосиле объектива 1 : 3,5. Снимок удался, так как затвор был спущен в нужный момент. Однако случается, что достаточная, по нашим расчетам, и довольно короткая выдержка дает все же нерезкий снимок. Это происходит в том случае, когда мы нажимаем кнопку затвора в момент наибольшей скорости движения. Иногда кажется, что злой рок преследует нас, так как целая серия снимков, один за другим, получается нерезко. За негативы, действительно удавшиеся, нам часто приходится расплачиваться слишком дорогой ценой.

Фотограф, стремящийся получить снимки, законченные в художественном отношении, должен еще следить за тем, чтобы они могли выдержать критику и со спортивной точки зрения. Поэтому важно, чтобы он разбирался в определенных видах спорта. Но, с другой стороны, спортсмен, использующий свой аппарат для спортивной съемки, не должен полностью отбрасывать соображения художественности. Даже чисто спортивный снимок потеряет свою ценность, если он слаб в художественном отношении. Мне часто приходилось замечать, что новички, не имеющие никакого представления о законах художественного построения снимка, часто подмечали композиционные ошибки, хотя порой они не могли их точно описать. Таким образом, эстетические правила распространяются на любую область, на любую тематику съемки.

Назад... Дальше...

[Home] [TTL] [Albums] [Stereo] [Art] [Books & Articles] [Monitor Calibration] [Search] [Contacts] [Guestbook]


Copyright (c) 1999-2024 Alexey Semenoff