Иено Дулович: Моя техника мои снимки

СНЕГ

Когда густыми хлопьями начинает падать снег, радуются все, в том числе и фотографы. Серую скучную панораму снег превращает в сказочный мир. Он мягко скрадывает отдельные формы ландшафта и отражает массу света, вознаграждая нас тем самым за общий недостаток света зимой. Снег следует фотографировать только при ярком солнечном свете, так как в пасмурную погоду возвышения и углубления его поверхности, следы лыж и ног будут едва видны и весь снимок будет производить скучное, монотонное впечатление. Исключение составляет только снегопад, так как он не бывает при солнце, и нам не остается ничего иного, как фотографировать его при неблагоприятном освещении. Очень хорошо,, что мы можем пользоваться более длительными выдержками (1/25 сек.), а нерезко изображенные снежинки не только не представляют для нас опасности, а даже, напротив, небольшая нерезкость на переднем плане делает эти снежинки более правдоподобными. Если у нас будет возможность сфотографировать снегопад сверху вниз, то эта нерезкость будет еще меньше, так как мы будем снимать по ходу падения снежинок и при известных условиях можно немного увеличить выдержку (1/10 сек.).

ПРИМЕНЕНИЕ СВЕТОФИЛЬТРА

В солнечную погоду тени на снегу кажутся голубыми, и поэтому рекомен дуется применять светофильтр даже при работе на панхроматическом м атериале Это справедливо только при условии, что мы будем работать подлинно выравнивающим проявителем. При энергичном проявлении "Панхром" и без фильтра хорошо передает тени на снегу, особенно при съемке против .света, но люди, деревья и др. получаются непривычно темными. Поэтому комбинация фильтра и выравнивающего проявления дает лучшие результаты. Снег хорошо отражает свет, и это, между прочим, объясняет, почему даже при слабом освещении он позволяет делать хорошие снимки против света (фото 95). Благодаря этому свойству значительно облегчается фотографирование различных соревнований по зимним видам спорта, требующих обычно максимально коротких выдержек.

Опять-таки лучшие условия для фотографирования на снегу имеются на высоте свыше 1000 м. Там есть все для достижения успеха. Снегопад и сияющее солнце часто сменяют друг друга. А в низинах, особенно во время мягкой зимы, неделями приходится ждать, когда окончится снегопад и появится солнце.

СЪЕМКА НОЧЬЮ

Многие фотографы увлекаются зимними ночными съемками. Высокая отражательная способность снега сохраняется и вечером, он мерцает и блестит при свете фонарей и предоставляет для воплощения прекрасных сюжетов массу возможностей, не только заменяющих снимки с солнцем, но даже превосходящих их по красоте. Конечно, не очень приятно подолгу стоять с фотоаппаратом холодными зимними ночами, особенно когда снег доходит до щиколоток. Помочь здесь могут теплый костюм, водонепроницаемые ботинки, толстые носки и глинтвейн. (Последнее≈только после съемки!) При таких ночных съемках мы можем свободно включать в кадр источники света, так как контрасты далеко не так велики, как это бывает без снега. Не многим известно, что при фотографировании снегопада неплохие результаты дает подсветка с помощью лампы-вспышки или порошка магния. Аппарат надо установить так, чтобы в поле зрения объектива было несколько ламп или освещенных окон. Длительная выдержка≈и они будут зафиксированы на негативе. Однако снегопад на этом первом снимке не получится. Тогда мы на одно мгновение освещаем снежинки нашей вспышкой.

Если мы захотим сфотографировать ночную жизнь большого города, например его улицы, то эти снимки будут успешными только в случае применения самой светосильной оптики и панхроматической пленки наивысшей чувствительности. Дело в том, что нам нельзя пользоваться длительными выдержками. Негатив нужно проявить немного энергичнее, чем обычно, так как источники света за 1/10 или 1/5 сек. редко создают такое освещение, которое нужно для выравнивающего проявления.

СКОЛЬЗЯЩИЙ СВЕТ

Фотографируем ли мы снег ночью, или днем, наиболее интересные снимки мы получим только при сильном боковом освещении. Очень красиво, когда свет только касается, скользит по поверхности, украшает снимок длинными тенями, подчеркивает каждое углубление и возвышение и усиливает сверкание снега.

Благодарной задачей является фотографирование широкоугольным объективом следов на снегу, освещенном скользящим контурным светом. Следы, находящиеся близко, получаются очень крупными, а те, что на заднем плане, выходят сильно уменьшенными. Хорошо, если в конце этой цепочки следов будет стоять тот, кому они принадлежат. Пусть это будет, например, старик охотник, причем мы должны его запечатлеть в тот момент, когда он делает шаг. Линия следов должна идти через снимок, лучше всего по диагонали.

СИЯНИЯ

Исключительно красивый световой эффект получается в чистом прозрачном воздухе высокогорных районов, когда солнце закрыто фигурой спортсмена. Например, молодая женщина в лыжном костюме, стоящая в профиль, будет окружена чудесным сиянием, если солнце находится как раз позади ее головы. Ветви, покрытые снегом, и сам сверкающий снег дополнят красоту картины. Подобное же впечатление произведет сделанный сбоку снимок лыжника, прыгающего страмплина, когда в полете он на какую-то долю секунды закроет собой солнце. Конечно, это довольно трудная задача, однако стоит попытаться решить ее с выдержкой 1/1000 или (У "Контакса") 1/1250 сек., причем спустить затвор надо очень точно.

Назад... Дальше...

[Home] [TTL] [Albums] [Stereo] [Art] [Books & Articles] [Monitor Calibration] [Search] [Contacts] [Guestbook]


Copyright (c) 1999-2024 Alexey Semenoff