Иено Дулович: Моя техника мои снимки

ВЫБОР КАДРА

Под кадром понимают, во-первых, изображение, которое мы видим на матовом стекле или в окне видоискателя, и, во-вторых, часть негатива, предназначенную для увеличения. Читатель, вероятно, помнит, что я являюсь сторонником первого и противником второго метода. Если границы кадра правильно и окончательно установлены при съемке, то всякое последующее кадрирование излишне. Мой принцип гласит: негатив должен увеличиваться в своем полном формате, без сокращения.

Конечно, может случиться, что в кадр случайно попадет какая-нибудь деталь, которая нанесет ущерб художественности снимка, например когда при съемке улицы на снимке окажется нерезкая, совершенно ненужная фигура человека. Если она близко от края, то ее можно просто отрезать. Если же она в центре кадра, то тут ничем нельзя помочь.

Может также случиться, что при съемке мы неправильно держали аппарат, из-за чего горизонт и вертикали на .негативе окажутся непараллельными краям снимка. В этом случае границы кадра мы определяем при увеличении.

В затруднительных случаях придется подумать. Если, например, при съемке мы не смогли достаточно близко подойти к своему объекту и на снимке оказались ненужные детали, то необходимо сделать отпечаток со всего негатива целиком, а затем путем проб определить наилучшие границы кадра. На снимок накладывают два угольника из белого картона и передвигают их по изображению так, чтобы они все время образовывали прямой угол. Выбрав подходящий кадр, лишние части отпечатка срезают. При увеличении мы будем ориентироваться на пробный отпечаток, лежащий перед нами (фото 77 и 78).

Излишне оригинальных, необычайных кадров лучше избегать. Иногда видишь снимки, на которых деревья, статуи, люди так сильно наклонены, что начинаешь думать о том, как бы они не упали. Иначе надо судить о косых линиях, возникающих в результате преувеличений перспективы, даваемых широко-угольными объективами. Здесь видны не параллельные, а только сходящиеся линии, направленные к точке схода.

Значит, нужны не искусственные, а только естественные наклоны, приемлемые для нашего глаза. Вот и все на тему о композиции. Я советую читать эту главу до тех пор, пока ее положения не запомнятся навсегда. Без знания этих правил мы неизбежно будем допускать неисправимые ошибки при съемке.

Назад... Дальше...

[Home] [TTL] [Albums] [Stereo] [Art] [Books & Articles] [Monitor Calibration] [Search] [Contacts] [Guestbook]


Copyright (c) 1999-2024 Alexey Semenoff