Иено Дулович: Моя техника мои снимки

ПРАКТИКА ФОТОСЪЕМКИ

Помимо знания условий технического и художественного порядка важно еще знакомство с основными видами съемок и их особенностями. Какого же опыта, каких методов и приемов требуют они?

СЦЕНЫ ИЗ ЖИЗНИ

РЕЖИССУРА ЖЕЛАТЕЛЬНА

Схватывать занимательные, "подсмотренные" в жизни моменты при помощи внезапной съемки удается весьма редко. Честно говоря, в 99% случаев при фотографировании имеется предварительная режиссура. Совершенно незаметная съемка на самом деле гораздо труднее, чем кажется неопытному любителю. Ведь если мы, например, захотим заснять миниатюрным аппаратом группу беседующих или работающих людей, то достаточно всего нескольких мгновений, чтобы люди заметили наши намерения и постарались принять соответствующие позы для съемки, а может быть, просто повернуться к нам спиной.

Но возникают и другие трудности. Снимая движение, мы можем пользоваться только короткими, моментальными выдержками, что ограничивает возможность применения большей, чем нормальная, выдержки, которая, как мы видели, чрезвычайно важна для выравнивания и уменьшения зерна, не говоря уже о передаче светов.

Внезапное фотографирование требует быстрых д е и с т в и и, и поэтому у нас не остается времени для выбора фона, для проверки правильности размещения объектов и линейного построения кадра. Таким образом, там, где только возможно, нужно предварительно подготавливать съемку, т. е. проводить режиссуру, давать снимающимся указания произвести нужные нам движения, принять требуемые позы. Но все это должно производиться так незаметно, чтобы на снимке не было следов какой-либо закулисной работы, т. е., чтобы иллюзия естественности, непроизвольного движения оставалась для зрителя вне сомнений. Фотографическая режиссура очень утомительна, она требует умственного и физического напряжения. Чтобы создавать живые жанровые снимки, надо быть настолько хорошо знакомым с техникой съемки, чтобы все свое внимание концентрировать на режиссуре. Я утверждаю, что жанровый снимок≈ самая трудная изобразительная форма в фотографии. Для начинающего фотографа она вообще недоступна. Например, при фотографировании людей может пройти немало времени, прежде чем мы добьемся естественности в их позах и движениях. Всем хочется выйти на снимке бодрыми, улыбающимися, без учета того, что наши намерения заключаются совсем не в этом. Фотографируя с рук, нам придется сделать по меньшей мере 5≈6 снимков, так как после напряженной подготовки всегда возникает опасность сдвига аппарата в момент съемки и нельзя допустить, чтобы все наши усилия оказались напрасными из-за какой-то незначительной технической ошибки.

При фотографировании маленьких детей режиссура значительно облегчается тем, что ребенок быстро забывает о близости аппарата и самозабвенно продолжает свою игру.

ФОТОСЪЕМКА НА УЛИЦЕ

При фотосъемке уличных сцен очень редко удается провести предварительную подготовку. Тем более неприятными становятся прохожие, которые, угадав наш замысел, упорно вырастают в самых неподходящих местах. Мысль о том, что их присутствие здесь вообще нежелательно, вовсе не приходит им в голову. Наоборот, если отчаявшийся фотограф, наконец, дает им это понять, их упрямство возрастает. Поэтому я уже не пытаюсь уговорить человека, а пользуюсь хитростью: демонстративно смотрю на часы, делаю вид, что прячу аппарат, поворачиваюсь и решительным шагом покидаю свое место. Иногда достаточно сделать шесть-семь шагов и можно возвратиться обратно. Навязчивый прохожий уже исчез.

Высшая заповедь фотографа гласит: "Терпение и еще раз терпение!"

Назад... Дальше...

[Home] [TTL] [Albums] [Stereo] [Art] [Books & Articles] [Monitor Calibration] [Search] [Contacts] [Guestbook]


Copyright (c) 1999-2024 Alexey Semenoff