Иено Дулович: Моя техника мои снимки |
СВЕТА И ТЕНИ
ВЕЛИЧИНА, ЧЕРЕДОВАНИЕ И СООТНОШЕНИЕ СВЕТОВ И ТЕНЕЙ НА СНИМКЕ
Каждый снимок слагается из более-светлых и более темных участков различной величины. Причем установлено, что большие участки оказывают более благоприятное впечатление, чем мелкие. Большое количество мелких участков и пятен делает снимок неспокойным, трудным для восприятия. Глаз при взгляде на такое изображение испытывает слишком большое напряжение. Интересно, между прочим, что многие законы эстетики могут объясняться физиологическими причинами, в основном мускульными ощущениями, возникающими в- глазу и едва достигающими порога сознания. Рассматривание, например, симметричных предметов или форм нам приятно, так как оно требует одинакового движения глаз в обе стороны. Даже большое количество мелких пятен не мешает, если они одного происхождения и похожи друг на друга. Глаз подчинится тогда их ритму.
Слово "р и т м" я пишу, слегка опасаясь, как бы оно не вызвало к жизни снова того направления, которое было в моде в тридцатых годах и заключалось в том, что собирались и фотографировались сотни кирпичей, бутылок, пуговиц.
Как мы тогда говорили, право на существование этим снимкам давал ритм повторения. Этот ритм может быть сопутствующим явлением, смягчающим обстоятельством, но никогда не самоцелью в снимке. На фото 71 можно было бы увидеть "фальшивый" ритм, если бы не было действия и световых эффектов
Подобные же сомнения были у меня, когда я писал, что снимок, состоящий из больших участков светов и теней, производит более законченное, спокойное впечатление, чем построенный из мелких деталей. Однако не следует преувеличивать это утверждение!
Мне вспоминается один пейзаж, получивший золотую медаль на международной выставке. Он состоял из трех светлых поверхностей непонятного происхождения и четырех темных, меньших, которые, возможно, изображали кусты. Я спросил члена жюри, за что получил этот снимок золотую медаль. "За то, что это необыкновенно спокойный снимок",≈ответил тот. Я так и замер от удивления. Если спокойствие≈это наибольшее достоинство, тогда лист белой бумаги должен быть великолепным произведением искусства. Итак, нельзя впадать в другую крайность из-за боязни получить неспокойный снимок.
ТОНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ СНИМКА
На этом закончим разговор о величине светлых и темных поверхностей. Теперь несколько слов о значении степени их яркости, т. е. о так называемом тональном решении снимка. Важнейшее правило гласит: светлые части снимка должны находиться вблизи центра кадра, а более темные вокруг них≈ближе к краям. Таким образом мы получим законченное впечатление, в противном же случае, когда край снимка разрезают большие светлые участки, кадр будет казаться незаконченным.
Количественные соотношения между светлыми и темными поверхностями устанавливаются правилом: большая часть снимка должна быть заполнена промежуточными тонами. Они должны окружать светлые тона, а блики, т. е. совсем белые места бумаги, должны появляться только в некоторых местах и на относительно маленьком пространстве (фото 4, 40 и 66). Таким образом, сильнее подчеркиваются света: то, что появляется редко, больше бросается в глаза! Точно так же не должен занимать много места и глубоко-черный тон.
Эти соотношения должны, прежде всего, естественно согласовываться с темой и характером снимка. Они-будут одними для ночных снимков и другими для солнечного пейзажа. При фотографировании природы нам представляется только выбирать кадр по возможности в соответствии с нашими принципами. Снимки, которые хорошо передают блеск и игру света, я бы назвал "симфониями легкого серого тона", так как они выполнены преимущественно в средних тонах и напоминают тонкую красоту японских рисунков тушью. Такие снимки должны быть нашей целью.
Удлиненные световые участки и пятна нужно, в соответствии с правилами линейного построения, располагать на снимке по возможности диагонально.
ВЗАИМОСВЯЗИ
Наконец, мне хочется обратить внимание еще на один момент. Если крупный, бросающийся в глаза световой эффект≈будьте от солнца, луны или горящей лампы≈занимает большую часть снимка, то люди или животные, изображенные в кадре, не должны быть повернуты к источнику света спиной. Посмотрим на фото 72 и 73. На первом≈лебедь отворачивается от сверкающих участков и, кроме того, он "уплывает" из кадра. Таким образом, этот снимок плох по двум причинам. Второй снимок в этом смысле лучше. Глядя на него, можно говорить о цельном, законченном впечатлении. Хотя отражение солнца ниже лебедя, оно все же направляет наш взгляд на него. Если бы лебедь и отражение солнца были расположены на одном уровне, то впечатление было бы еще большим. Итак, мы видим, что использование света в фотографии ставит перед нами задачи не только технические, но и эстетические.
|