Иено Дулович: Моя техника мои снимки |
РАЗМЕЩЕНИЕ ОБЪЕКТОВ НА СНИМКЕ
ГЛАВНЫЙ ОБЪЕКТ ИЗОБРАЖЕНИЯ
Главный объект изображения, за исключением определенных, хорошо продуманных случаев, никогда нельзя размещать в центре кадра. Наша любовь к симметрии ничего не выиграет, если только ради нее мы поместим главный объект в центральную часть снимка, так как части, расположенные вправо и влево от него, все равно не будут симметричными. Даже в открытом пейзаже с водой и то отсутствует симметрия, так как форма облаков и волн слева и справа неизбежно будет различной. Главный объект изображения, помещенный в центре кадра, "разрезает" снимок на две части, и мы не знаем, куда смотреть: налево или направо. А эта неопределенность приведет к отрицательному впечатлению от снимка в целом.
Несколько лет тому назад в одном из фотожурналов я увидел натюрморт, на котором был изображен нож, лежащий на тарелке. Причем нож находился как раз на средней линии снимка. Возможно, что фотограф хотел наглядно показать, как "режет" нож. На самом же деле он использовал его для того, чтобы "разрезать" снимок.
Совсем по-другому обстоит дело, когда главный объект находится, вблизи края снимка. В таких случаях глаз решительно скользит к его большей части. В каком направлении и в какой мере происходит это, зависит частично от объекта, а частично от нашего вкуса. Раньше было обязательным правило "золотого сечения": главный объект изображения должен занимать 5/8 ширины снимка. Теперь мы уже не придерживаемся этого правила. Что касается меня, то я стараюсь расположить главный объект немного ближе к краю снимка.
Важно: если главным объектом изображения является лицо, расположенное в профиль, то мы должны оставить больше свободного места по направлению его взгляд а. То же самое касается движущихся людей, животных, машин≈мы должны оставлять больше места на снимке по направлению движения. Если мы не станем придерживаться этого правила, то главный объект изображения будет "выглядывать" или "уходить" из кадра и законченность впечатления от снимка будет нарушена. Он будет тогда указывать на какое-то пространство, находящееся за пределами снимка и производить впечатление незавершенности (фото 70).
Фото 68 представляет исключение. Здесь интерес снимку придает вода за лодкой. Я решил подчеркнуть именно это. Если в кадр попадает горизонт, то он никогда не должен находиться на средней линии снимка, а располагаться либо выше, либо ниже нее. Последний вариант рекомендуется при красивом облачном небе. Поскольку мы, как правило, избегаем средней части плоскости снимка, то не нужен и крест, имеющийся в некоторых оптических видоискателях и указывающий либо среднюю точку кадра, либо его средние линии. Здесь опять речь идет о старом пережитке еще тех времен, когда апланаты давали резкое изображение только в центре кадра.
Теперь же мы можем, не опасаясь оптических дефектов, поместить главный
объект изображения в любой угол снимка. Но только опытный фотограф может чувствовать себя при съемке независимым от перекрестья видоискателя;
начинающего же этот крест будет все время соблазнять, вынуждая к центральному размещению объекта. Я надеюсь, что изготовители фотоаппаратов внесут необходимое исправление и перестанут выпускать аппараты с крестом в видоискателе.
ХОРОШО ПРОДУМЫВАТЬ РАЗМЕЩЕНИЕ ОБЪЕКТОВ
Правильное размещение объектов на снимке требует, чтобы в каждой его части находился определенный композиционный элемент. Но это еще не значит, что надо до отказа заполнить всю плоскость снимка. Переполненный композиционными элементами кадр всегда производит плохое впечатление, но и другая крайность≈большое количество прилегающих друг к другу пустых, мертвых поверхностей,≈тоже далеко не похвальна. Размещение ∙объектов, при котором основное в снимке занимает только одну треть кадра, а остальная часть занята безоблачным небом или гладкой серой стеной, ничем не может быть обосновано. Во всяком случае, я видел подобные работы, слышал похвалы такому "богатому на выдумку" автору. Еще раз подчеркиваю, что в фотографическом снимке нам нужна не мертвящая пустота, а жизнеутвержде-ние, оптимизм. Скуку в качестве эстетического принципа могут проповедывать только люди со скудной фантазией.
Кроме того, принцип равновесия на снимке запрещает такие приемы. Если мы перенесли главный объект слишком близко к одному краю кадра,то у противоположного непременно должно находиться что-то, что уравновесит такую одностороннюю нагрузку. Это "что-то", естественно, не должно быть по своей массе, светам и представляемому интересу равным главному объекту, так как иначе оно будет отвлекать внимание.
|