Иено Дулович: Моя техника мои снимки

ЛИНЕЙНОЕ ПОСТРОЕНИЕ

ПРЯМЫЕ ЛИНИИ

После передачи пространства важнейшим элементом композиции снимка является линейное построение кадра. Прямые линии, например очертания здания или улицы, теряющейся вдали, по возможности не должны быть параллельными краям снимка. Параллельность эта скучна. Прямые линии производят лучшее впечатление, когда они проходят по диагонали или примерно в этом направлении, причем, однако, надо следить за тем, чтобы они не "разрезали" снимок, чтобы сохранялась связь между отдельными его частями (фото 55 и 68).

По закону линейной перспективы параллельные линии на снимке так или иначе стремятся сойтись в какой-то далекой точке. Эта так называемая "точка схода" не должна располагаться на краю снимка, она должна, как правило, быть в центре.

ИЗОГНУТЫЕ ЛИНИИ

Изогнутые линии на снимке прямоугольного или квадратного формата выглядят лучше, чем прямые. Отсюда можно было бы сделать вывод, что для круглого или эллипсовидного формата опять-таки больше подходят прямые линии. Однако это совсем не так. Эллипс в прямоугольнике, например, выглядит приятнее, чем прямоугольник в эллипсе.

ДУГИ

Дуги, т. е. части окружности и эллипса, должны как можно чаще появляться на наших снимках. Дороги, реки, округлости тарелок и чашек ,на натюрмортах дают нам много таких возможностей.

Красота пейзажа Будапешта, например, прекрасно подчеркивается большой дугой Дуная. Особенно красиво, когда такая дуга имеет форму латинской буквы "S" (фото 4 и 66). Лучше, когда один конец этой линии начинается в каком-нибудь углу снимка (фото 84 и 91).

ВОЛНИСТЫЕ ЛИНИИ

Волнистые линии также подчиняются законам линейной перспективы: с увеличением расстояния кажется, что они сближаются. Иногда они указывают на какой-то вполне определенный участок в поле зрения. Было бы ошибкой не поместить тогда важнейшую составную часть снимка в этом пространстве.

ЛИНИИ, ВВОДЯЩИЕ В СНИМОК

Линии, берущие свое начало в углах изображения или вблизи них, обычно называются "линиями, вводящими в снимок". Они увеличивают передачу пространства в очень значительной степени. Их можно использовать и для привлечения взгляда зрителя к определенной точке на снимке.

Чередование или перекрещивание прямых и волнистых линий играет в построении снимка также важную роль. Типичным примером этого является фото 67.

Итак, если только представляется возможность, линии в кадре должны идти, привлекая внимание к главному объекту изображения и увеличивая впечатление пространства.

Назад... Дальше...

[Home] [TTL] [Albums] [Stereo] [Art] [Books & Articles] [Monitor Calibration] [Search] [Contacts] [Guestbook]


Copyright (c) 1999-2024 Alexey Semenoff