Иено Дулович: Моя техника мои снимки

СОХРАНЯЕМОСТЬ СНИМКОВ

Наиболее известными сложными способами печати являются: пигментный, гумми, масляный, бромомасляный, а также масляная или бромомасляная печать с переносом. Мы вкладывали в них когда-то много труда и времени, пока, наконец, не поняли, что в итоге мы не пришли ни к фотоснимкам, ни к картинам. Все эти способы, за исключением пигментного, допускают почти неограниченное вмешательство кисти. Так, например, мы можем совершенно удалить со снимка даже большие объекты, усилить слабый свет, вставить отсутствовавшие светящиеся точки, закрыть мешающие пятна и изменить контуры. Когда мы смотрим на снимок, изготовленный таким образом, то невольно спрашиваем себя: что здесь сделано объективом и что кистью?

Неоспоримым достоинством таких способов является долговечность снимков. В их слое нет больше металлического серебра, вместо него там краска, которая,.будучи законсервированной под стеклом, останется неизмененной сотни лет. А как долго сохраняются снимки на бромосеребряной бумаге? На этот вопрос никто не может дать определенного ответа. Фотография существует всего лишь 100 лет, а бромосеребряная бумага неполных 50. Вопреки распространенному мнению, я убежден, что изображение на бромосеребряной бумаге тоже может сохраняться без заметных изменений сотни лет.

Мне приходилось наблюдать, как тщательно обработанные, но недостаточно хорошо промытые отпечатки на бромосеребряной бумаге за 20 лет не дали сколько-нибудь заметных изменений. Раньше я промывал снимки в непроточной воде, кладя их друг на друга, и иногда случалось, что на склеившихся снимках оставался тиосульфат натрия. Он "расцветал" затем на поверхности снимков, помещенных в альбоме, подобно тому как селитра выступает на сырых стенах. Когда мне не хотелось снова заниматься перепромывкой, я просто вытирал эту "селитру" полотняной тряпкой и натирал снимок воском, растворенным в бензине. Другие снимки я вообще не трогал, и они остались без изменений. Во всяком случае, это довольно любопытно, особенно если добавить, что некоторые снимки с одной стороны были защищены стеклом, а с другой картоном, т. е. так, как это обычно делается.

Разумеется, я совершенно не хочу сказать, что тщательная промывка снимков, сделанных на бромосеребряной бумаге, не нужна. Напротив, отлично промытый позитив дает более свежие тона, быстрее и лучше принимает зеркальный глянец, чем отпечаток, пропитанный тиосульфатом натрия.

Итак, мы можем считать, что не только снимки, изготовленные сложными способами печати, но и простые отпечатки на бромосеребряной бумаге сохраняются долго, если они тщательно обработаны. Прежде всего, снимок должен быть чистым. Можно поместить хорошо отфиксированный и промытый позитив в рамку под стекло, а с обратной стороны положить лист пергаментной бумаги. Мы можем быть уверены, что наши снимки доставят удовольствие нашим правнукам, поскольку они не захотят посмеяться над людьми нашего века.

Назад... Дальше...

[Home] [TTL] [Albums] [Stereo] [Art] [Books & Articles] [Monitor Calibration] [Search] [Contacts] [Guestbook]


Copyright (c) 1999-2024 Alexey Semenoff