Иено Дулович: Моя техника мои снимки

ОСОБЫЕ ПРИЕМЫ ПРИ УВЕЛИЧЕНИИ

ИСПРАВЛЕНИЕ ИСКАЖЕНИЙ

Если при фотографировании здания слишком сильно отклонить аппарат 'назад, вертикальные линии на негативе получатся не параллельными, а будут в большей или меньшей степени сближаться. Если такое отклонение от вертикали не слишком сильно, то его можно исправить при увеличении, поставив рамку с бумагой на доску увеличителя под соответствующим углом. Одну сторону рамки надо поднять настолько, чтобы линии изображения снова шли параллельно. На резкость в таких случаях следует наводить, ориентируясь по средней части изображения, а нерезкость, естественно возникающую по краям, ликвидировать диафрагм ированием. Конечно, выдержка из-за этого значительно удлинится. В некоторых дорогих моделях фотоувеличителей этот наклон можно получить поворотом негативо-держателя; в таком случае исправление значительно облегчается и его можно производить без особого диафрагмирования.

ПРИКРЫВАНИЕ И ПРОПЕЧАТЫВАНИЕ

Тот, кто имеет опыт работы с увеличителем, знает такие приемы, как при-крывание и пропечатывание. Эта манипуляция производится рукой или кусочком картона, специально вырезанным по форме и укрепленным на тонкой проволоке, и имеет целью защитить от света наименее плотные участки негатива и одновременно дать возможность пропечататься более плотным. Таким путем достигается хорошее выравнивание контрастов на снимке.

Не надо, однако, забывать, что такие приемы нужны только для плохо обработанных негативов, и если таких негативов немало, работа с ними доставит много хлопот. Да и с первого раза не все удается. Гораздо лучше выравнивать негатив при проявлении. Кроме того, прикрывание и пропечатывание приводят часто к тому, что в прикрытой части снимка не получается глубокого черного тона и поэтому наше вмешательство становится очевидным. При выравнивании, произведенном во время проявления, теневые части находятся в нормальном соотношении со светами и при увеличении дают глубокий черный тон, именно такой, который бы нам хотелось видеть на снимке. Увеличение полностью выровненных негативов может быть каким угодно трудным, но оно не утомительно, так как это одна из самых интересных и благодарных задач фотографа.

Трудно выразить словами то большое удовлетворение и радость, которые' я испытываю при получении удачного отпечатка с хорошо выровненного негатива! Это вознаграждает нас за все труды и старания. Такие снимки радуют автора, когда он видит их позже в альбоме или на стене. Мне кажется, что именно это чувство является стимулом для тысяч фотолюбителей. Тот, кто не умеет непосредственно восхищаться хорошими снимками, тот либо просто гонится за наживой, либо хочет достичь легкого успеха. У таких людей часто можно видеть снимки, не выходящие за пределы подражания.

СМЯГЧЕНИЕ ЗЕРНИСТОСТИ

Известно, что крупное зерно при увеличении может быть значительно уменьшено, если между объективом увеличителя и экраном поместить очень мелкую сетку или стеклянный диффузор. Тогда вместо зернистого изображение получается более или менее смягченное. При пользовании этими вспомогательными средствами значительную роль играет преломление света, в результате которого свет распространяется и на те участки снимка, где это нежелательно. На таком снимке невозможно получить чисто-белые тона. Другим следствием такого метода уничтожения зерна является перекрывание светлых участков снимка темными, отчего вокруг них появляется серая "световая" кайма. Это явление представляет собой полное искажение действительности, так как на изображении, возникающем на сетчатке глаза, света перекрывают темные участки. Не удивительно, что подобные смягченные увеличения производят по меньшей мере невыгодное впечатление.

НЕ ВСЯКИЙ ДИФФУЗОР ХОРОШ!

Как избавиться от неприятного явления, о котором шла речь выше? Это можно сделать, только применяя специальный диффузор, дающий совсем узкую световую кайму без вуалирования.

Несколько лет назад, занимаясь изготовлением диффузоров, я старался получить такой, который давал бы возможно более тонкую световую кайму. Безуспешные попытки на протяжении целого десятилетия убедили меня в том, что при помощи светопреломляющих диффузоров этой цели достичь нельзя. Это было бы еще возможно теоретически, но не практически. На стекле надо нанести настолько мелкие канавки или круги, что их нельзя сделать даже при помощи наиболее совершенных средств точной механики.

Только недавно мне удалось при помощи диффузора, описанного выше , осуществить свою мечту: я изготовил мягкорисующую насадочную линзу, которая дает очень тонкую световую кайму. Рассеивание света этим диффузором настолько незначительно, что оно не превышает размеров среднего зерна. Если поместить такой диффузор перед объективом увеличителя, то изображения зерен, сливаясь друг с другом, расплывутся, причем заметного уменьшения резкости не произойдет. На фото 56 изображено частичное увеличение, сделанное с крупнозернистого малоформатного негатива. Увеличение производилось объективом'"Тессар" 1 : 3,5/5 см при полном отверстии диафрагмы. На фото 57 представлен снимок, сделанный при тех же условиях, но с новым диффузором. 'Тона ясные, зерно почти исчезло, а вуали совсем не видно.

Я хочу подчеркнуть, что оба отпечатка сделаны одним и тем же увеличи-' телем при направленном свете; я не ослаблял снимков и не дотрагивался до них кисточкой. Царапину, которая видна в левом верхнем углу, я сделал умышленно, чтобы доказать, во-первых, что оба снимка увеличивались одинаково и, во-вторых, что негатив был один тот же. Если негатив имеет настолько крупное зерно, что снимок при увеличении напоминает мозаику, то мы, конечно, не получим описанным способом удовлетворительного отпечатка, так как крупное зерно искажает прямые линии и придает контурам извилистую форму.

Назад... Дальше...

[Home] [TTL] [Albums] [Stereo] [Art] [Books & Articles] [Monitor Calibration] [Search] [Contacts] [Guestbook]


Copyright (c) 1999-2024 Alexey Semenoff