Иено Дулович: Моя техника мои снимки |
ВЫБОР ФОТОБУМАГИ
Правильный подбор соответствующего сорта фотобумаги к тому или иному негативу является решающим фактором для качества увеличенного снимка. Самый совершенный негатив может дать очень контрастный отпечаток, если увеличение будет сделано на бумаге, более контрастной, чем это нужно .для этого негатива. Точно так же мы получим вялые, серые снимки, если бумага. будет мягче, чем нужно. Типичными примерами могут служить многие фотографии, помещенные в прессе: учитывая потери яркости, неизбежные при типографском воспроизведении, такие снимки обычно увеличивают на слишком контрастной бумаге, из-за чего нарушается тональная градация изображения,. а ведь в ней-то и заключается истинная красота снимка.
КРУПНЫЕ УВЕЛИЧЕНИЯ
В изготовлении отпечатков большого размера при помощи увеличения классическая проба сполоской бумаги служит не только для правильного определения выдержки, но также и для определения нужного сорта фотобумаги. На фото 54 мы видим изображение, сделанное не на нормальной бромосеребряной бумаге, а на контрастной. Сравним его с фото 55. Совершенно ошибочно мнение, что при вяло работающем проявителе достаточно взять контрастную бумагу, чтобы устранить этот недостаток. В этих случаях градация и тон бумаги никогда не будут такими, как при применении энергичного проявителя и правильно подобранного сорта бумаги. Об этом надо помнить при покупке химикалиев и составлении растворов.
Я хотел бы выступить еще против одного заблуждения. Говорят, что малоформатные негативы для больших масштабов увеличения должны быть более контрастными, чем обычно, так как якобы "снимок при увеличении теряет свою. контрастность". Иными словами: если при нормальном увеличении обычного размера нужна мягкая бумага, то увеличение более крупного масштаба нужно производить на нормальной, если не на контрастной, бумаге. За всю свою практику я еще ни разу не смог найти подтверждения этого предположения. При пятнадцатикратном линейном увеличении я пользуюсь той же бумагой, что я при двукратном. Результат один и тот же. Если уже в этом случае не видно. никакой разницы, то мало вероятно, чтобы она появилась при более сильном увеличении и была настолько ощутительной, чтобы осложнить процесс увеличения или сделать его совсем невозможным. Причину такого неправильного мнения я усматриваю в следующем:
а) свет, идущий из вентиляционных отверстий увеличителя, отражаясь т стен и мебели, попадает на бумагу, вуалирует ее и уменьшает сочность изобажения. При более крупном увеличении этот рассеянный свет сильнее и, конце концов, действует на бумагу тоже сильнее. Мы можем избавиться от
этого нежелательного явления, покрывая фонарь увеличителя куском черной материи. Регулярная чистка линз увеличителя тоже очень помогает в подобных случаях;
б) случается, что бромосеребряная бумага большого формата бывает не вполне свежей и поэтому работает нгдостаточно контрастно. Большие форматы применяются немногими фотографами, да и то редко, а поэтому бумага часто залеживается. Чтобы получать безупречные позитивы путем проекционной .печати, нужно покупать действительно свежую бумагу в хорошем магазине. Если придется все же работать на бумаге, лежавшей слишком долго, то я рекомендую для этого особо контрастный проявитель, рецепт которого указан на стр. 58. Если желаемый результат не будет достигнут и при помощи этого рецепта, то надо увеличить выдержку при печати, а затем удалить получившуюся вуаль в слабом растворе ослабителя из красной кровяной соли. Таким способом можно достичь хороших результатов. Слишком старую бумагу невозможно восстановить никакими средствами.
|