Иено Дулович: Моя техника мои снимки

ХОРОШИЙ ПРОЯВИТЕЛЬ ДЛЯ ФОТОБУМАГИ

Привожу рецепт хорошего метолгидрохинонового проявителя для бромосеребряных бумаг, который отлично зарекомендовал себя во все время моей практики:

Метол

2 г

Сульфит натрия (кристаллический)

100 г

Гидрохинон

7,5г
Сода (кристаллическая) 100 г
Бромистый калий 1 г
Вода

900 мл



Химикалии следует растворять в указанном порядке. Температура воды при растворении должна быть не более 14° С. Окончательный объем проявителя должен составлять точно 1 литр.

Из химикалиев, названных в рецепте, особо следует остановиться только на с о д е. Обыкновенная стиральная сода, применяемая в домашнем обиходе, здесь, конечно, не годится, так как это не чистый углекислый натрий, а смесь, и притом загрязненная. Если мы сделаем из такой соды 10%-ный раствор, то он не будет устойчивым и, кроме того, получится мутным и даст белый осадок. Если влить эту соду в проявитель, то он потеряет все свои преимущества. Тогда даже применение химически чистого сульфита не поможет. Поэтому мы должны пользоваться исключительно химически чистой содой. Только при этом условии мы можем рассчитывать на достижение хороших результатов.

В приведенном проявителе при температуре от 18 до 20° С бромистое серебро приобретает немного зеленоват о-ч е р н ы и оттенок, однако отпечаток получается довольно сочным. Для проявителя характерно появление изображения через несколько секунд и окончание проявления в течение двух минут. Если оставить позитив в растворе на более долгое время, он покроется желтой вуалью.

ДОБАВКИ В ПРОЯВИТЕЛЬ *

Если в проявитель добавить бровиоль, он станет давать позитивы в синевато-черных тонах и работать значительно контрастнее, так что придется взять более мягкую бумагу. Изображение появляется позднее, и проявление длите" несколько дольше. После целого ряда опытов я пришел к выводу, что на 1 л проявителя достаточно 25 мл бровиоля, причем добавлять его надо непосредственно перед началом проявления.

По-иному действует беллатон, которого добавляется всего 15 мл на 1 л раствора. Он работает, по моему мнению, лучше всего при темпер а- туре проявителя 26 - 27° С и дает более сочные и контрастные отпечатки, чем бровиоль. Различие между ними невелико, но все же заметно. При применении беллатона хорошо удаются и принимают наиболее приятный синевато-черный тон те отпечатки, проявление которых оканчивалось довольно быстро. Если проявлять дольше, то черный цвет отпечатков получит неприятный зеленоватый оттенок.

РАСХОД ПРОЯВИТЕЛЯ

По поводу проявителя, рецепт которого я уже дал, надо еще добавить, что он очень экономичен и выгоден в работе при условии, конечно, что он составлен из совершенно чистых химикалиев. Так, например, ради опыта я проявил в 500 мл проявителя 65 отпечатков на бромосеребряной бумаге размером 18хх24 см. Даже последние отпечатки были вполне сочными. Единственным-недостатком было значительное удлинение времени проявления к концу эксперимента. Я вынужден был прервать свой опыт, так как проявитель почти весь. израсходовался. Если бы я перед проявлением намочил бумагу в воде, то проявитель вместо того, чтобы израсходоваться, разбавился бы. Но таких возможностей, не поддающихся контролю, я принципиально избегаю.

ТЕМПЕРАТУРА ПРОЯВИТЕЛЯ

Мы уже установили, что проявитель для бумаги с добавкой беллатона1 лучше всего работает при температуре 26-27° С. Даже в самые жаркие летние дни вряд ли температура проявителя может подняться выше. Если все же проявитель нагреется до 28-30° С, то, добавив небольшое количество бромистого-калия, мы можем избежать окрашивания бумаги в зеленый или серый тон. (Интересно, что большее количество бромистого калия не вызывает окрашивания в зеленоватый цвет, что очень легко происходит при более низких температурах.) Однако мы должны пользоваться этим только в исключительных случаях; при большой жаре падает, в конце концов, и работоспособность фотографа.

Если температура проявителя достигает 18-19° С, то мы, как уже говорилось, добавляем бровиоль. А что делать, если температура колеблется между 19 и 26° С? В таких случаях мы должны либо нагреть проявитель до 26° С, либо остудить до 19°. При позитивном процессе это довольно затруднительно, так как температура длительное время должна оставаться на одном уровне. Тогда лучше всего добиться, чтобы температура проявителя соответствовала температуре помещения, где мы работаем. Очень хорошо, что мы можем одно-=оеменно добавлять в проявитель и беллатон и бровиоль. Дозировка должна быть следующей:

Температура

Беллатона

Бровиоля

(°С) на 1 л (мл) на 1 л (мл)

18-19

- 25
20-21 4 18
22-23 8 12
24-25 14 6

26-27

15

-


Учитывая, что в практике фотолюбителей редко применяется сразу целый .литр проявителя, дозировка при меньших количествах его должна быть точной. Обычная мензурка для таких малых количеств не подойдет. Я рекомендую тонкую пипетку объемом в 1, максимум 2 мл. С ее помощью можно отмерить и ^о мл. Как пользоваться такой пипеткой, всегда покажут в аптеке.

Я уже говорил, что в проявитель охотно добавляю беллатон. Желаемой температуры в 26-27° С можно достичь при помощи подогревания. Для этой цели я пользуюсь прибором собственной конструкции. Между двумя пластинками шифера я помещаю пластинку асбеста, с намотанной на ней спиралью из нихрома; в цепь включается реостат в 400 ом. При его помощи я могу получить нужную температуру подогревающей пластины. В холодную погоду я пропускаю ток через меньшее сопротивление, в теплуючерез большее. Температуру я контролирую при помощи термометра, изготовленного из внутренней части комнатного термометра, причем деление на шкале, обозначающее 26,5° С, я отметил, сделав наждачной бумагой углубление вокруг трубки со спиртом и укрепив в углублении нихромовую проволочку. Во время проявления мне остается только следить за тем, чтобы конец спиртового столбика стоял на одном уровне с проволочкой. Темная окраска спирта в термометре, которая при свете лабораторного фонаря выглядит черной, облегчает эту задачу. Как только я замечаю отклонение температуры, а изменяю сопротивление и продолжаю работать.

УВЕЛИЧЕНИЕ КОНТРАСТОВ

Особенно контрастно действующий проявитель мы получим, добавив в вышеописанный метолгидрохиноновый проявитель 1,5 г бромистого калия вместо 1 г и увеличив на одну треть количество беллатона или бровиоля. Например, вместо обычных 15 мл беллатона на 1 л проявителя я добавляю 20 мл. Этот проявитель дает хорошие результаты на бумаге, имеющей склонность к пожел-тению или вуалированию, а также при увеличениях с вялых негативов. Следующая за проявлением промежуточная промывка в чистой воде не должна занимать много времени. Добавление уксуса в воду при промывке я считаю ненужным: если нам потребуется сразу прервать проявление, мы можем положить отпечаток прямо в раствор кислого фиксажа. Проявление немедленно прекратится.


* Хотя в практике отечественной фотографии указанные вещества не применяются, редакция перевода считает целесообразным сохранить описание методов их использования.-(Прим. ред.)



Назад... Дальше...

[Home] [TTL] [Albums] [Stereo] [Art] [Books & Articles] [Monitor Calibration] [Search] [Contacts] [Guestbook]


Copyright (c) 1999-2024 Alexey Semenoff