Иено Дулович: Моя техника мои снимки |
ВЫРАВНИВАНИЕ КОНТРАСТОВ ПРИ ПОМОЩИ ПОДСВЕТКИ
При помощи одного только выравнивающего проявления мы, конечно, не
можем справиться с большими световыми контрастами. Встречаются такие
контрасты, которые не удается сгладить даже путем сочетания несколько
большей, чем нормальная, выдержки и выравнивающего проявления средства, обычно приносящего успех. Мешает этому следующее.
РЕФЛЕКСЫ
При очень длительной выдержке рефлексы, даваемые объективом и обычно совершенно не имеющие значения, могут стать довольно заметными и повлиять на качество изображения. Чем лучше прорабатываются тени, тем больше усиливаются эти рефлексы. К тому же надо добавить, что объективов, совершенно не дающих рефлексов, вообще не существует; наоборот, есть объективы, которые способствуют появлению огромного количества бликов. Из-за этого при сильных контрастах негатив становится непригодным для печати: рефлексы заполняют теневые части снимка, а изображения деталей не видно. Тут уже не поможет ни длительная выдержка, ни выравнивающее проявление, ни диафрагмирование. Эффективным средством борьбы против рефлексов является просветление объективов, о котором говорилось ранее, на стр. 8 некоторое в настоящее время широко распространено.
ОРЕОЛ
Современная пленка хорошо защищена от образования ореола. Речь идет, первую очередь, об ореоле отражения, возникающем при отражении лучей от подложки пленки. Однако при слишком большой выдержке он может все же появиться вокруг блестящих предметов, и прежде всего вокруг источников света. Как правило, это производит неприятное впечатление, и только в отдельных случаях ореол может придать снимку особую привлекательность (фото 2).
Гораздо опаснее, конечно, ореол рассеяния, создаваемый зернами бромистого серебра, так как он может повлиять на резкость линий на снимке. Поэтому слишком резкие световые контрасты рекомендуется смягчать при помощи подсветки, т. е. направлять на теневые части объекта прямой или отраженный свет. Это может быть сделано дополнительными источниками света (электрический свет, магний, лампы-вспышки и т. п.) или при помощи отражателя.
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЛАМПЫ НАКАЛИВАНИЯ
Лучше всего этой цели соответствует перекальная фотолампа. Пользование ею очень удобно, спектральный состав ее лучей очень благоприятен, она бездымна, не дает запаха и ее действие можно точно проверить перед съемкой. Для подсветки комнаты, освещенной солнцем, даже при съемке на "Панхроме" необходимо использовать по меньшей мере 500, а лучше 1000 в, т. е. две фотолампы с рефлектором.
ОТРАЖАТЕЛЬ
Отражатель состоит из белой или блестящей поверхности (бумага, картон,
ткань, алюминий), достаточно хорошо отражающей солнечный или
искусственный свет. Я обычно работаю с картонным отражателем, площадью
в 1,5 м2, покрытым с одной стороны фольгой, а с другой -
алюминиевой бронзой. Сторона, покрытая фольгой, дает резкий свет, а
другая р а с с е я н н ы и для подсветки. В преимуществах этого отражателя я неоднократно убеждался при съемке портретов и домашних сюжетов. Раньше на свои экскурсии я брал с собой большой отражатель из фольги, который для удобства сворачивался в рулон, но впоследствии я совершенно отказался от него, так как сейчас при помощи проявления мне удается выравнивать контрасты самых трудных лесных снимков.
Следует еще упомянуть, что заранее продуманная работа с фотоаппаратов под открытым небом делает излишней всякую подсветку. Однако при съемке в помещении, освещенном солнцем, она часто совершенно необходима.
ОСВЕЩЕНИЕ ВСПЫШКОЙ
Магниевой вспышкой удобно пользоваться во время путешествий и экскурсий, так как необходимые для этого принадлежности невелики по объему и весу. Недостатки: дым, менее благоприятный спектральный состав лучей, чувство страха, возникающее порой у снимающихся при вспышке, а также (хотя теперь и меньшая) опасность возникновения пожара. Иногда встречается магниевая смесь, которая легко впитывает влагу и тогда не воспламеняется.
Сейчас появились более совершенные виды специальных осветительных приборов, которые удобны в работе и свободны от названных недостатков.
Для решения повседневных задач по съемке вполне пригодны лампы-вспышки. Но, к сожалению, они пока еще слишком дороги для широкого применения.
Современные импульсные лампы самых различных типов представляют собой дорогостоящие, а порой и довольно тяжелые приборы, которыми в первую очередь пользуются фотокорреспонденты. Но и это изменится. Каждый день приносит все новые и большие возможности.
При тех технических средствах, которые мы имеем в своем распоряжении, довольно трудной задачей является строгое согласование работы затвора с лампой-вспышкой. Поэтому мы не можем давать выдержку короче, ч е м 1/5 с е к. Я обычно делаю так: ставлю регулятор выдержек на "В", затем одновременно нажимаю на кнопку тросика затвора и включаю лампу-вспышку. После вспышки сразу отпускаю обе кнопки. Быстро отпускать кнопку нужно, правда, только при пользовании тросиком, да и овладеть этим способом легче. Этот процесс, по моему опыту, занимает примерно Vg сек-
Для щелевого затвора, который открывается относительно медленно, я
выбираю кратчайшее время - 1 сек. Как только появятся в продаже синхронизаторы для одновременного открывания затвора и вспышки лампы и будут стоить не так дорого, наша задача значительно облегчится.
Что же касается направления света, которым мы п о д с в е ч и в а е м, то надо, во-первых, помнить, что подсветка, идущая снизу, не дает удовлетворительного результата. То же самое можно сказать и о свете, направленном сверху или сильно сбоку, так как такой свет дает дополнительные тени.
Вспомним, что говорилось о том, что если детали в полутенях слишком
бросаются в глаза, то они отвлекают внимание от светов. Дополнительные
тени действуют так же и выглядят, кроме того, странными и чуждыми, так
как естественная подсветка - это почти всегда рассеянный свет, не создающий резких теней.
Как избежать этих теней? Лампа или специальный осветительный прибор должны быть поставлены непосредственно около аппарата, тогда мы получим подсветку без собственных теней. Такая подсветка позволит хорошо выявить света.
Так было сделано фото 26. Я поджег магний почти непосредственно за аппаратом. Трудность подобных снимков состоит в правильной дозировке порошка магния. Слишком много магния так же плохо, как и слишком мало. Лучше всего, если мы возьмем магния немного меньше, чем мы берем обычно для вечерней съемки.
|