Иено Дулович: Моя техника мои снимки |
НЕГАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
СОГЛАСОВАННАЯ НЕГАТИВНО-ПОЗИТИВНАЯ ТЕХНИКА
Для того чтобы получить безупречный результат, нужны не только тщательно проведенные негативный и позитивный процессы, но и точное согласование обоих процессов друг с другом. Так, например, для негативов с крутой градацией энергичное проявление позитивов непригодно, так как оно дает слишком контрастные отпечатки. Негативный и позитивный процессы могут сочетаться друг с другом в трех различных вариантах:
1) контрастное негативное мягкое позитивное проявление;
2) нормальное негативное нормальное позитивное проявление;
3) мягкое негативное контрастное позитивное проявление. Мы увидим в дальнейшем, что первый вариант пригоден менее всего. Такая обработка приведет к снимку с грубым зерном и неприятным цветом. Второй вариант дает уже более приемлемый результат. Совершенный снимок можно получить исключительно с помощью третьего варианта. Речь идет, следовательно, не о сочном негативе и вялом отпечатке, а как раз наоборот! Не нужно забывать, что в конечном счете смотрят позитив, а не негатив. Я подчеркиваю это, так как уже много раз слышал: "Не осуждай этот снимок. Негатив прекрасный. Можно различить все детали!"
МЯГКИЙ НЕГАТИВ КОНТРАСТНЫЙ ПОЗИТИВ
Необходимо совершенно четко различать негативы с видимыми деталями и негативы с деталями, поддающимися печати, так как светочувствительная бумага "видит" по-иному, чем наш глаз.
Богатые деталями и одновременно яркие, сочные увеличения мы получим .отнюдь не с "сочных", а только с кажущихся "вялыми" негативов, самые плотные участки которых все же просвечивают, а самые прозрачные участки не абсолютно прозрачны, а производят впечатление слегка "завуалированных".
Такой негатив имеет поразительно мелкое зерно, хорошо выравнивает контрасты между тенями и светами, легко пропускает свет и требует при увеличении небольшой выдержки. Кроме того, позитив, изготовленный с него, отличается сочностью и красивой тональной градацией. Правда, здесь есть одинединственный недостаток: такой негатив можно получить только при относительно длительных выдержках. Из наших дальнейших пояснений и снимков мы увидим, что эта трудность легко преодолима.
Лучшим решением вопроса было бы мягкое и мелкозернистое проявление негатива после короткой выдержки. К сожалению, при современных негативных материалах это пока еще невозможно. Однако техника фотографии так быстро развивается, что скоро все может измениться.
Принцип мягкого негатива и контрастного позитива молод и возник лишь с
появлением малоформатного аппарата. Мы и сейчас еще можем купить
фабричный метолгидрохиноновый проявитель, который, согласно
инструкции, рекомендуется не только для проявления бумаги, но и в
концентрированном виде для негативного материала. Подобные "рекомендации" характерны для прошлого века. Для малоформатной фотографии они не пригодны.
Говоря о негативном процессе, следует добавить, что его техника решает судьбу снимка. Это надо себе уяснить. С безупречного негатива можно, правда, при несовершенной позитивной технике также получить плохой снимок, но в любое время это легко можно исправить. С неудавшегося же негатива мы никогда не получим безупречного отпечатка.
|