Иено Дулович: Моя техника мои снимки

ОСВЕЩЕНИЕ ПРИ СЪЕМКЕ

Качество и направление освещения, при котором производится съемка, являются решающими факторами не только по соображениям технического, но и в основном художественного порядка.

ИСТОЧНИКИ СВЕТА

Самое благоприятное освещение дает нам солнце. Оно позволяет фотографировать с кратчайшими выдержками и к тому же ничего не стоит. Правда, состав солнечного света не всегда благоприятен в полуденные часы он содержит слишком много синих лучей, но в этом случае нам легко поможет светофильтр.

Искусственный свет требует относительно длительных выдержек, однако его спектральный состав, благодаря желтым и красным лучам, является настолько благоприятным, что мы можем отказаться от светофильтра. Более важным, однако, является другое свойство искусственного света: возможность по желанию регулировать его интенсивность и направление и применять его в любое время, вне зависимости от изменения погоды. При работе со светосильными объективами и на панхроматическом материале мы можем даже керосиновую лампу и свечу причислить к числу источников света, применяемых в фотографии (см. фото 21).

Одновременное взаимодействие естественного и искусственного света достигается при съемках в сумерках и при подсветке внутри помещений при помощи перекальной фотолампы, считающейся лучшим источником света.

Как естественный, так и искусственный свет может быть резким и прямым ::лнечный свет, свет прожектора) или рассеянным (пасмурная погода, отраженный свет). Первый свет дает в основном более оживленные и пластические снимки, чем второй.

НАПРАВЛЕНИЕ ОСВЕЩЕНИЯ

Освещение, когда свет исходит из направления, по которому производится съемка, не дает теней и производит скучное впечатление. Боковой же свет, напротив. вырисовывает предметы с исключительной пластичностью. (Например, при съемке ландшафта всегда следует применять такое освещение.) Недостаток бокового света состоит в том, что он четко передает даже мелкие детали, а это часто делает снимок беспокойным. При портретной съемке мы должны остерегаться такого освещения, так как оно подчеркивает мельчайшие неровности кожи и еще более углубляет морщины, что не всегда желательно для фотографа и никогда для модели, особенно если это женщина.

Самое благоприятное освещение, хотя технически оно может быть и самым сложным, получается при фотографировании против света. При такой съемке к аппарату обращены затененные части снимаемых объектов. Большая часть снимка заполнена тенями, а из этих теней резко и подчеркнуто выделяются освещенные части. Предметы, расположенные один за другим, не сливаются друг с другом, как это часто бывает при монотонном освещении. Тени направлены в сторону зрителя, и при умелом распределении их увеличивают красоту снимка, усиливают линейную перспективу, ас ней и впечатление пространства (см. "Изображение пространства").

Снимки при контурном освещении лучше всего передают блеск, сверкание света, отраженного от каких-либо поверхностей. Вода, лед, стеклянные предметы и т. п. блестят и сверкают. Получаются, действительно, "светописные"' картины. Преломленный свет, проходящий через прозрачные и полупрозрачные предметы, выглядит также эффектнее всего при контурном освещении. Так называемые сияния получаются, когда модель закрывает собой солнце или искусственный источник, и лучи света вырисовывают волосы, нежный пушок кожи или тонкую фактуру шерстяного платья и образуют сверкающий контур вокруг фигуры. Для достижения полного успеха при таких съемках необходима мягкорисующая насадочная линза (диффузор).

Когда мы фотографируем против света прозрачный или полупрозрачный предмет, в создании снимка принимают участие и блеск преломленного света и сверкание поверхности (см. фото 118). Этого эффекта надо добиваться и при съемке непрозрачных предметов, так как совершенный снимок должен строиться на трех основных элементах: игре теней и светов, убедительной передаче цветов серыми тонами и световых рефлексах. Прозрачные и полупрозрачные предметы, "просвеченные" контурным светом, выглядят на снимке особенно привлекательно.

Световые контрасты, т. е. различия в степени освещенности между светлыми и темными частями, сильнее всего выявляются при контурном освещении. Они могут создать известные трудности, если мы сознательно не приспособим к ним свои методы определения выдержки и проявления. Сделав это, мы можем действовать смелее; мы получим исключительно мелкозернистые негативы, а затем достигнем и настоящих светописных изображений (см. "Выравнивание контрастов").

При съемке, повторяю, нужно внимательно следить за тем, чтобы в объектив не попал прямой солнечный или отраженный свет, так как он вызовет вуаль или, что еще хуже, световые пятна на негативе. Итак, в любом случае нужно пользоваться солнечной блендой!

Я думаю, не стоит больше говорить о красоте снимков, сделанных против света. В специальной литературе охотно говорят о привлекательности такого освещения. К сожалению, фотолюбители слишком редко прибегают к нему.

Не следует бояться кажущейся "односторонности". Фотограф, который почти всегда работает с контурным светом и имеет богатый выбор сюжетов, значительно менее односторонен, чем тот, который "проигрывает" одну и ту же тему во всевозможных вариантах и не может оторваться от нее. Лучшие снимки, помещенные в этой книге, своей выразительностью обязаны контурному свету.

Назад... Дальше...

[Home] [TTL] [Albums] [Stereo] [Art] [Books & Articles] [Monitor Calibration] [Search] [Contacts] [Guestbook]


Copyright (c) 1999-2024 Alexey Semenoff