Иено Дулович: Моя техника мои снимки

НЕГАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ

ПЛАСТИНКА ИЛИ ПЛЕНКА?

На этот вопрос есть только один ответ: пленка! (Даже и для тех, чьи аппараты могут работать на различном материале.) Двадцать пять лет тому назад на эту тему можно было еще спорить. Шли годы, и на рынке появлялись новые модели аппаратов, но пластиночных, не считая отдельных специальных моделей, среди них уже не было. В наше время фотопромышленность занята, в основном, производством и усовершенствованием пленок, в то время как изготовлению пластинок уделяется меньше внимания. А если еще учесть объем ц вес пластинок, неудобство перезарядки и, наконец, их хрупкость, то преимущество пленки станет очевидным.

Единственный аргумент, который мог бы быть приведен в защиту пластинки, возможность ее индивидуального проявления. Это действительно так, но при ближайшем рассмотрении такое "индивидуальное" проявление дает лишь повод к "индивидуальным" ошибкам, поскольку оно при наших отличных негативных материалах и хорошем выравнивающем проявителе стало совершенно излишним. Между прочим, я еще в "эпоху пластинок" проявлял свои снимки дюжинами; по возвращении со своих фотоэкскурсий мне приходилось обрабатывать одновременно по 16 пластинок размером 4,5х6 см в стеклянной ванночке, не обращая внимания на то, что там были и пейзажи с облачным небом, и заход солнца, и снимки, сделанные против света. И без индивидуального проявления получались хорошие негативы.

Таким образом, если выравнивающее проявление еще при применении пластинок зарекомендовало себя как наиболее целесообразное, то пленку мы можем спокойно проявлять по тому же принципу, но с большими удобствами.

ПАНХРОМАТИЧЗСКАЯ ПЛЕНКА

Хорошая цветочувствительность негативного материала в художественной фотографии необходима. Недостаточно цветочувствительная ортохроматическая пленка уже больше не удовлетворяет требовательного фотографа. Настоящее и будущее принадлежит панхроматическому материалу, т. к. он чувствителен ко всем цветам спектра.

Почему сторонники ортохроматического негативного материала так боятся "Панхрома"? Проявление "Панхрома" упрощается при применении десенсибилизирующих веществ, которые, как мы позже увидим, не только облегчают проявление, но и благотворно влияют на свойства негативов. Тот факт, что пленка до начала проявления должна находиться в полной темноте, еще не такое большое затруднение, чтобы из-за него отказаться от преимущества этого способа. Зарядка кассеты и другие подготовительные операции могут, после небольшой тренировки, легко производиться в совершенно темном помещении. Следует помнить, что эта пленка имеет значительные достоинства. Панхроматический материал обеспечивает не только правильную тональную передачу, но позволяет применить и более короткую выдержку. Свет, при котором мы чаще всего фотографируем, содержит много красных и желтых лучей, к которым особенно чувствителен "Панхром".

Мы знаем два сорта панхроматического материала: о р т о п а н х р о м а т и ч е с к и й менее чувствительный к красным лучам, и панхроматический ("Суперпан") более чувствительный к ним. Причем первый более восприимчив к зеленым лучам. Преимущества "Суперпана" состоят в следующем:

а) очень хорошая цветопередача, даже без светофильтра;

б) небольшое увеличение выдержки при применении светофильтра;

в) короткие выдержки при съемке с искусственным светом или ночью. Правда, нужно указать на один небольшой недостаток: при портретной съемке на "Панхроме" губы выходят слишком бледными, бескровными, и поэтому перед съемкой их рекомендуется немного подкрашивать. Эта пленка, по моему мнению, является самым совершенным негативным материалом из всех, которые у нас имеются. Категорическое отрицание ее в книгах и статьях мне непонятно. Я же могу ее только хвалить.

ГРАДАЦИЯ И ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

В малоформатной фотографии обычно применяют пленки нормальной чувствительности (16≈17/10° ДИН), зерно которых не доставляет столько хлопот, как зерно высокочувствительных пленок. Но зернистость не единственный сложный вопрос малоформатной фотографии. Более важной и сложной является проблема выравнивания контрастов. Здесь

* Эта рекомендация явно противоречит советам почти всех книг по фотографии. Поэтому мы подчеркиваем, что автор рекомендует пленку "Суперпан", высокочувствительную к красным лучам, только в сочетании со специальной, приспособленной для этой пленки негативно-позитивной техникой, о которой речь будет впереди. Итак, здесь говорится о технике, которую надо рассматривать как единое 'целое. Нельзя забывать и. о том, что автор вообще предпочитает необыкновенно контрастные снимки. (Прим. немецкого издания книги.) негативные материалы с меньшей чувствительностью уступают более высокочувствительным, так как обладают способностью подчеркивать контрасты. Это свойство при известных условиях может играть и положительную роль, например при съемке в тумане, при дожде, а также слабо освещенных пейзажей. Но это лишь частные случаи.

По моим наблюдениям, для нормального использования в малоформатном аппарате лучше всего подходят достаточно мелкозернистые пленки чувствительностью от 19 до 21/10° ДИН. На таких пленках мы можем с одинаково хорошими результатами снимать портреты, облака, ночные виды и т. п. Нужно только следить за тем, чтобы световые контрасты равномерно освещенных пейзажей подчеркивались при помощи темных светофильтров и тем самым приближались к контрастам снимков, сделанных против света. Более чем нормальная выдержка, выравнивающее проявление и большая широта негативного материала, обеспечат нам достаточное подавление слишком резких контрастов.

Применение плотного светофильтра немного осложняется тем, что пленки чувствительностью от 19 до 21/10° ДИН типа "Суперпан" вообще не изготовляются, а производятся лишь пленки типа "Ортопан". Применение светофильтра для этого негативного материала требует более значительной выдержки.

Производство оказало бы фотографам, работающим малоформатными аппаратами, большую услугу, выпуская мелкозернистую пленку "Суперпан" указанной чувствительности. Я надеюсь, что рано или поздно это произойдет.

Негативные материалы типа "Суперпан", применяемые в киностудиях, имеют большую чувствительность (24≈25/10° ДИН) и более крупное зерно, чем это желательно фотографу для малоформатных съемок. До тех пор, пока чувствительность этих пленок не превышала 22/10° ДИН, я успешно применял их для самых различных съемок. Но несколько лет тому назад их чувствительность повысилась, а значит, заметно укрупнилось зерно и одновременно градация стала настолько мягкой, что теперь эту пленку нельзя применять для любых съемок, например при пасмурной погоде, но зато она дает очень хорошие результаты, когда нужно выровнять слишком б ольшие световые контрасты! Надо отметить, что если эту пленку проявить в течение недолгого времени в проявителе, составленном по специальному рецепту, то ее зерно получится достаточно мелким.

ДВА АППАРАТА - ДВЕ ПЛЕНКИ

После всего сказанного лучшим решением вопроса было бы применение двух пленок: одной для сильных световых контрастов, другой ля слабых. Этот метод я и выбрал для своей практики. "Менее чувствительным материалом является мелкозернистый "Панхром" с чувствительностью 17/10° ДИН. Такое решение вопроса имеет свою отрицательную сторону, так как оно требует двух аппаратов. Во всяком случае, до настоящего времени нет еще таких малоформатных аппаратов, конструкция которых позволяла бы легко, быстро и без потерь производить смену негативного материала.

Два аппарата! Я знаю, что кое-кто, прочитав это, запротестует. Однако если я добавлю, что второй аппарат, в котором должен находиться реже используемый негативный материал, может быть более устаревшей, дешевой и простой конструкции, то ничего необычного в этом предложении не будет, Совсем не обязательно, например, чтобы аппарат имел дальномер, сопряженный с объективом, так как для определения расстояния может служить дальномер другого, лучшего аппарата. Такой аппарат может быть и подержанным, его можно приобрести совсем недорого.

При современных негативных материалах нельзя сейчас решить этот вопрос без материальных затрат на приобретение второго аппарата. Нужно учитывать, что фотосъемка двумя аппаратами позволяет применять очень эффективные и высокочувствительные кинопленки и тем самым открывает новые возможности для фотографии.

Когда же появится упомянутый выше "Суперпан", вторая камера окажется излишней. Короче говоря, тот, кто не может или не хочет купить себе второй аппарат, пусть пользуется мелкозернистой пленкой с чувствительностью около 17/10° ДИН. Среди негативного материала большей чувствительности вряд ли можно найти мелкозернистую пленку! Во всяком случае, хорошо выравненных негативов и удачных снимков, сделанных против света, получить не удастся (см. фото 36).

Назад... Дальше...

[Home] [TTL] [Albums] [Stereo] [Art] [Books & Articles] [Monitor Calibration] [Search] [Contacts] [Guestbook]


Copyright (c) 1999-2024 Alexey Semenoff