Иено Дулович: Моя техника мои снимки

СВЕТОФИЛЬТРЫ

Задачей светофильтров является ослабление или усиление передачи определенных цветов на снимке. Самым необходимым оказывается ослабление синего цвета, в первую очередь голубого неба, так как светочувствительный' слой, включая и панхроматический, значительно более восприимчив к синим лучам, чем наш глаз. Поэтому мы, как правило, пользуемся желтым^ фильтром. Употребление этого светофильтра в общих чертах известно. Однако и теперь еще многие фотолюбители не имеют твердого представлений о том, когда нужно пользоваться светофильтром. Эта неуверенность усиливается отсутствием четких указаний в книгах по фотографии. Я попытаюсь. внести ясность в этот вопрос, дав общее правило.

Оно гласит: фильтр усиливает действие тех лучей, цвет которых совпадает с его собственным и ослабляет действие тех, которые он поглощает т.е., в основном, дополнительных. Так, например, красный фильтр усиливает действие красных лучей, то есть красный цвет выглядит-на снимке светлее, и, наоборот, он ослабляет действие поглощенных голубых и зеленых лучей, так что эти цвета выглядят на снимке темнее.

Тому, кто не знает дополнительного цвета своего фильтра, следует внимательно в течение нескольких секунд посмотреть на фильтр, держа его перед .-истом белой бумаги, а затем быстро перевести взгляд на белую бумагу.. В это мгновение дополнительный цвет светофильтр а появится перед глазами; правда, он будет выглядеть темнее. Так, например, для фильтров, применяемых в фотографии, можно привести следующие пары:

красныйоранжевыйжелтыйжелто-зеленыйзеленый
и сине-зеленый и зелено-синийи синийи сине-фиолетовыйи красно-фиолетовый

Основное правило" можно сформулировать следующим образом: светофильтр значительно усиливает действие того цвета, который совпадает с его собственным (в меньшей степени действие близких к нему цветов) и сильно ослабляет действие дополнительного цвета (немного меньше близких к нему цветов).

К тому же надо заметить, что в природе существует не 6 или 7, а бесконечно большое количество цветов. Фабрики изготовляют пастельные карандаши 6-7 тыс. оттенков.

Если мы хорошо запомним это правило, то будем сознательно пользоваться нашими светофильтрами для повышения в ы разительности снимка. При этом мы сохраняем право отклоняться от правильной передачи цветов природы. Художники, например, для достижения желаемого впечатления меняют иногда цвет и цветовой тон. Почему нельзя то же самое разрешить и фотографу, в распоряжении которого в черно-белой фотографии есть только серые тона?

МОЯ ПРАКТИКА ПОЛЬЗОВАНИЯ СВЕТОФИЛЬТРАМИ

В продаже можно найти красные, оранжевые, желтые, зеленые и синие '(голубые), а также инфракрасные и ультрафиолетовые светофильтры. Признаюсь: я применяю только два вида фильтров к расные и желтые! Голубыми фильтрами я не пользуюсь, так как не хочу снижать фотографическую эффективность красных и оранжевых лучей при искусственном свете. (Голубые фильтры применяются при портретной съемке, например, в тех случаях, когда нужно розовый цвет кожи и губ сделать более темным. Однако при этом сильнее выделяются веснушки и пигментные пятна.)

По тем же причинам я не люблю зеленые фильтры и никогда ими не пользуюсь. Пейзажи я всегда снимаю с желтым, а иногда и с красным фильтром и, конечно, только на панхроматической пленке. Это может показаться немного странным, так как известно, что панхроматический материал менее чувствителен к зеленым лучам и поэтому хорошие фотографы имеют обыкновение снимать пейзажи на "Панхроме" с зеленым фильтром. А в чем же причина? Зелень листвы и травы отражает также и желтые лучи, так что она даже через красный фильтр действует на высокочувствительный панхроматический слой. Поскольку выравнивающее проявление и без того требует большей, чем нормальная, выдержки, то самые темные участки не будут переданы густо-черными. С учетом выравнивающего проявления небо нужно снимать с более плотным светофильтром. Желтый фильтр лучше, чем зеленый, а еще лучше оранжевый.

Надо еще отметить, что с в е т л о-к расный фильтр более пригоден для художественной фотографии, чем темный, который, помимо всего прочего, бесцельно увеличивает выдержку. Самым целесообразным является совсей светло-красный, почти оранжевый светофильтр.

Темно-красные фильтры применяются вместе с инфракрасным негативным материалом. Этот материал оказывает неоценимую услугу документальной фотографии, но едва ли может служить целям художественной фотографии. Тот, кто ею занимается, вовсе не стремится к полному устранению тумана или дымки на снимке, а наоборот, пытается использовать их для получения эффектного" изображения. Инфракрасный материал с соответствующим фильтром "видит" даже через плотную дымку и уменьшает впечатление глубины-на снимке.

Надо еще указать, что я применяю два желтых фильтра: средни и для съемки быстр одвижущихся объектов и темны и для прочих. Светло-желтым фильтром я не пользуюсь вообще, так как тогда нельзя будет применять выравнивающее проявление. Почему - это мы узнаем иа дальнейшего.

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ СВЕТОФИЛЬТРАМИ

Когда начинающий фотолюбитель придет в магазин за светофильтром, то ему наверняка порекомендуют светло-желтый и, может быть, предупредят об опасности увлечения фильтрами. Если же спросить специалиста, можно ли фотографировать летний лесной пейзаж с красным фильтром, то он сначала удивится, а затем категорически скажет: "Нет!" Однако я еще раньше убедительно доказал обратное, подтвердив это своими снимками. Чем же можно объяснить такое противоречие во мнениях? Оно заключается в различных методах проявления.

Проявление, дающее негативы преувеличенно крутой градации, значительно усиливает действие слабого светлого фильтра и просто катастрофически повышает действие темного. Лазурь неба выглядит почти совсем черной, легкие летние облака становятся темными грозовыми тучами. В этом случае налицо злоупотребление фильтром! Но причина всех этих неприятных явлений одна: перепроявление!

Однажды мне пришлось видеть любительский кинофильм, снятый с красным фильтром и перепроявленный: с экрана на фоне черного ночного неба зрителям улыбались белые, как мел, лица. Это было жуткое зрелище!

Может возникнуть вопрос: какой же путь является правильным светлый фильтр и энергичное проявление или темный фильтр 'и выравнивающее проявление? Я отвечаю: только второй, и притом главным образом ради мелкого зерна.

Назад... Дальше...

[Home] [TTL] [Albums] [Stereo] [Art] [Books & Articles] [Monitor Calibration] [Search] [Contacts] [Guestbook]


Copyright (c) 1999-2024 Alexey Semenoff