Иено Дулович: Моя техника мои снимки |
ШИРОКОУГОЛЬНЫЙ ОБЪЕКТИВ
ОСОБЕННОСТИ ШИРОКОУГОЛЬНОГО ОБЪЕКТИВА
Роль широкоугольного объектива в художественной фотографии должным образом еще не оценена. В каждом учебнике, в каждом наставлении мы можем прочесть, что он применяется для фотографирования близко расположенных объектов, имеющих большое протяжение в длину или высоту, когда в нашем распоряжении нет достаточно места, куда бы мы могли отойти с аппаратом.
Широкоугольный объектив может оказать неоценимую услугу при технической или архитектурной съемке, да и не только в этих случаях! Он обладает чрезвычайно ценными свойствами и для художественной фотографии. При съемке, например, пейзажей облака только тогда выявляются во всей своей красоте, когда они сфотографированы широкоугольным объективом, так как он охватывает большой участок неба, передавая на снимке величественную картину облаков на всем ее протяжении.
Другое важное преимущество широкоугольного объектива заключается вбольшой глубине резкости, являющейся следствием относительно короткого фокусного расстояния. Особенно эта глубина резкости заметна у малоформатного аппарата. Так, например, широкоугольные объективы "Тессар" с фокусным расстоянием 2,8 см или "Биогон" с фокусным расстоянием 3,5 см, предназначенные для "Контакса", обладают необыкновенно большой глубиной резкости и тем самым позволяют охватить близко расположенный передний план при фотографировании движущихся объектов (см. фото 4). Такой снимок обладает поразительной глубиной пространства. Владельцы малоформатных аппаратов, которые еще не работали с широкоугольным-объективом, приобретя его, будут обрадованы теми широкими возможностями, которые откроются перед ними.
ПРЕУВЕЛИЧЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА
Если широкоугольный объектив такой разносторонний инструмент, то почему же его не применяют чаще? Это происходит потому, что у него, оказывается, тоже есть "недостаток": преувеличенная перспектива, которая кажется искажением и вменяется, как правило, в вину объективу или, вернее, его широкоугольности. Такое впечатление создается, во-первых, из-за необычности такой перспективы и, во-вторых, когда снимок рассматривают с неправильного расстояния. Если наклонить аппарат при съемке немного вниз или вверх, чтобы поместить в кадр высокие деревья, колонны, стены или башни, то они будут выглядеть резко сходящимися. Правда, перспектива с геометрической точки зрения будет правильной, но для глаза она будет казаться неестественной. Этот же "недостаток" объектива может оказаться и преимуществом, так как он усиливает передачу глубины на снимке, хотя подобные случаи очень редки.
В аппаратах большого формата объектив можно перемещать вверх, вниз и в стороны. Благодаря этому легко предотвратить искажение перспективы при условии, что матовое стекло или кассета стоят вертикально и объектив, имея достаточно большой угол зрения, не даст после смещения в сторону нерезких участков на снимке.
У малоформатного аппарата такого приспособления нет. Поэтому здесь значительно чаще требуется широкоугольный объектив для передачи без искажения или с незначительным искажением объекта, имеющего большую протяженность в длину или высоту. Но так как малоформатные снимки приходится увеличивать, то эти искажения можно устранить при помощи увеличителя.
Малоформатный аппарат позволяет в большинстве случаев успешно производить технические и архитектурные съемки, а также съемки в помещении.
Следует учесть, что резкое сокращение перспективы широкоугольным объективом влечет за собой относительное увеличение объектов на переднем плане и уменьшение их на заднем плане. Иногда, когда хотят "убрать" некрасивый или просто неподходящий задний план, это может оказаться желательным. Однако снимать портреты или вообще фотографировать людей с близкого расстояния широкоугольным объективом не рекомендуется.
Какие художественные возможности таит в себе съемка широкоугольным объективом, показывает ряд наших снимков.
|