Иено Дулович: Моя техника мои снимки

ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТИВЫ

Объективы высшего класса анастигматы подразделялись в прежние годы на три группы: склеенные, полусклеенные и несклеенные. Такое чисто схематическое деление теперь устарело, так как первая группа почти совсем сошла на нет. За исключением одного-единственного объектива, широкоуголь-ного "Дагора", склеенные анастигматы, состоящие только из двух компонентов (с четырьмя свободными поверхностями линз), больше не изготовляются. Причина этого заключается в их небольшой светосиле (в среднем 1 : 6,3). И все же мне жаль эти объективы, так как у них почти полностью отсутствовали рефлексы.

"Дагором" или "Коллинеаром" можно фотографировать источники света, не опасаясь возникновения рефлексов. Снимая же современными светосильными объективами, состоящими по меньшей мере из трех компонентов, мы рискуем столкнуться с неприятными неожиданностями. У некоторых объективов дело обстоит в этом отношении сравнительно благополучно, в то время как другие, в основном обладающие большой светосилой и состоящие из нескольких отдельных компонентов, довольно чувствительны к прямым лучам света.

В общем, можно сказать, что большая светосила связана с большей опасностью появления рефлексов. Конечно, многое зависит и от конструкции объектива. Объектив "Зоннар" аппарата "Контакс" состоит всего из трех компонентов, и поэтому даже "Зоннар" со светосилой 1:1,5 дает относительно мало рефлексов.

ПРОСВЕТЛЕННАЯ ОПТИКА

Тот, кто является столь большим любителем съемки п р о т и в света, как я, и своими лучшими работами обязан именно контурному свету, тот должен быть всячески заинтересован в просветленных объективах. На протяжении десятилетий оптики вели упорную и дорогостоящую борьбу за устранение световых рефлексов и достигли в последнее время значительного

успеха. Я имею в виду покрытие объективов специальной пленкой, препят-твующей возникновению рефлексов. Примером этому может служить так на-ываемая Т-оптика фирмы "Карл Цейсс", Иена. Она действительно настолько орошо устраняет все рефлексы, что отныне количество свободных поверхностей линз даже у самых светосильных объективов не играет роли. Дополнительным преимуществом просветленного объектива является повышенная способность к пропусканию света, т. е. большая светосила, а также особая "бриль-янтность" снимков. Если увеличение светосилы в обычной практике не имеег большого значения, то пренебрегать им нельзя, когда возможность увеличения выдержки ограничена. Поскольку число любителей съемки при контурном свете постоянно увеличивается, объективы, дающие мало рефлексов, пользуются большим спросом. К тому же оптическая промышленность вообще стала выпускать только просветленные объективы.

СОЛНЕЧНАЯ БЛЕНДА

"Для чего же нужна в таком случае солнечная бленда"? может спросить какой-либо из читателей. Как для объективов, дающих рефлексы, так и для объективов, свободных от них, имеется один ответ: бленда нужна для защиты внутренних частей объектива, краев линз и оправы диафрагмы от яркого света, который может отразиться от них на светочувствительный слой и вызвать на нем пятна или серую вуаль, уничтожающую контрасты. Если при съемке против солнца или других ярких источников света используется объектив, не лающий рефлексов, то без солнечной бленды это его качество будет сведено к нулю. Когда же прямой свет солнца или сильного искусственного источника попадает непосредственно в объектив, то здесь, конечно, не поможет и солнечная бленда. Лучи света, проходя через линзы объектива, могут вызвать целый ПOTOK рефлексов на поверхностях всех компонентов.

Работая с непросветленной оптикой, нужно учитывать эти недостатки :оъективов, состоящих из нескольких компонентов. Поэтому не стоит и пытаться снимать сверхсветосильным объективом, например, заход солнца вместе с темным передним планом. Для таких трудных снимков я применяю обычно Тессар" 1 : 3,5, так как, по моему опыту, этот сравнительно светосильный ъектив дает удивительно мало рефлексов.

ЧТО ПРИОБРЕТАТЬ?

Говоря о фокусном расстоянии, надо заметить, что большинство съемок производится объективом с фокусным расстоянием, почти равным диагонали кадрa. Так, например, при формате 4,5х6 см нормальное фокусное расстояние составит 7,5 см. Бывают случаи, когда приходится работать с большими или меньшими фокусными расстояниями. Владельцу аппарата, допускающего использование сменной оптики, я могу посоветовать приобрести в первую очередь объектив с нормальным фокусным расстоянием, затем широкоугольный наконец, длиннофокусный. Такой порядок покупки подсказан опытом и практикой. Лучше всего было бы купить одновременно все три объектива.

Назад... Дальше...

[Home] [TTL] [Albums] [Stereo] [Art] [Books & Articles] [Monitor Calibration] [Search] [Contacts] [Guestbook]


Copyright (c) 1999-2024 Alexey Semenoff