Иено Дулович: Моя техника мои снимки |
НОВОГОДНИЕ СНИМКИ
Новый год!.. Чье сердце не замирает в ожидании этого чудесного праздника, самого праздничного из всех! Чьи глаза не восхищаются картиной новогоднего вечера с его теплыми светящимися огнями! В детстве, бывало, мы на пальцах считали, сколько еще ночей остается до елки. Да и теперь, когда зажигаются новогодние огни и звучат старинные песни, мы, как и в счастливую детскую пору, с удовольствием любуемся волшебными искрами бенгальского огня и сиянием горящих свечей, а любители фотографии стараются, конечно, запечатлеть все это на пленку.
СЪЕМКА БЕНГАЛЬСКИХ ОГНЕЙ
Я тоже мечтал об этом. После появления современного панхроматического материала мне удалось кое-что сделать: так получилось фото 125. Но успех зависел не только от негативного материала, но и от самого бенгальского огня. Я пришел к выводу, что для фотографической съемки пригоден такой бенгальский огонь, который дает меньше искр, но по размеру они должны быть крупные. Бенгальские огни горят по-разному, и дело здесь не в продукции различных предприятий, так как даже в одной и той же коробке огни попадаются неодинаковые≈одни лучше, другие хуже. И поэтому успешный результат≈ счастливая случайность! Резкий снимок мы получим только тогда, когда большая часть искр будет падать перпендикулярно к оптической оси объектива. Если они полетят по направлению оптической оси, то получатся нерезко, так как наводить на резкость надо в центральную часть этого снопа искр, а диафрагмировать сильнее нельзя! Здесь может выручить только большое количество снимков. Должен сознаться, что это фото стоило мне двух дюжин пластинок. Большую часть их из-за недостаточной резкости пришлось просто выбросить.
Отсюда надо сделать вывод, насколько важно серьезно подойти к решению этой задачи, и быть готовым понести известные потери как во времени, так и в негативном материале. Я уверен, что если мы будем работать в соответствии с этим требованием, то получим много красивых снимков.
Новогодняя тема очень разнообразна. Картина новогоднего снимка будет
полной только тогда, когда в ней будут и радостно возбужденные дети, и
счастливые родители. Но тут-то вот и начинаются
затруднения. Бенгальские огни и простые свечи можно снимать с выдержкой 1/2 сек., а снять с такой же выдержкой подвижных, как ртуть, детей невозможно! Очень светосильным объективом из-за его небольшой глубины резкости пользуются редко. Таким образом, не остается ничего другого, как работать со светосилой 1 : 3,5, хорошо зарекомендовавшей себя, и с длительными выдержками (1/10 или 1/5 ек.), повторяя одни и те же снимки до тех пор, пока мы не будем абсолютно уверены, что никто из снимающихся не шевельнулся за время выдержки. Так было сделано фото 25.
ДНЕВНОЙ И ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ СВЕТ
Сочетание дневного и электрического света хорошо оправдало себя в практике фотолюбителей. Я, например, знаю по опыту, что света от окна в зимний пасмурный полдень вполне достаточно, чтобы подсветить новогоднюю елку, стоящую в двух-трех метрах от окна; если же расстояние окажется большим, то придется помогать лампой. Конечно, размер окна тоже имеет значение. Если мы захотим придать нашему снимку большую глубину и для этого станем с аппаратом позади одной из веток елки с тем, чтобы люди были видны на большем удалении, то увидим, что сделать такой снимок очень трудно. Для того, чтобы охватить нужное расстояние, мало глубины резкости даже малоформатного аппарата. Задиафрагмировав объектив еще больше, мы могли бы дополнительно увеличить глубину резкости, но это значительно удлинило бы выдержку. Применяя более сильное освещение, мы тоже не достигнем цели, так как тогда пропадет вся красота горящих свечей и бенгальских огней.
Более подходящим для этой цели был бы широкоугольный объектив, хотя он тоже не дал бы нам безупречной глубины резкости, а искажение всегда производит неприятное впечатление. Как же устранить все эти препятствия? Надо делать комбинированные съемки! Фото 126 является примером такого решения задачи. Я не хотел бы назвать этот снимок совершенством, но думаю, что для читателя он будет во многом полезен. Было бы, например, очень эффектно сфотографировать сцену входа в комнату (фото 25) таким же образом, из-за ветки елки. Еще не сделан снимок детей, играющих поделкой, снятых стой же позиции.
Наконец, до сегодняшнего дня мне не удалось сфотографировать и следующую картину: сад вечером, заснеженные деревья и кусты, за ними окно, через которое видна празднично украшенная елка и счастливая семья около нее. Свет из окна падает светлыми полосами на снег и деревья. Такой снимок можно было бы создать, не прибегая к монтажу. Заранее желаю успеха тому, кто возьмется за это!
|