Иено Дулович: Моя техника мои снимки |
ЛЕС ОСЕНЬЮ
В теплых тонах залитого солнцем октябрьского леса художнику открываются богатейшие впечатления. И тем сильнее наше разочарование, когда мы просматриваем большинство осенних снимков. Поэтому опытный фотограф не дает этому красочному великолепию ввести себя в заблуждение. Он снимет только те участки леса, где световые эффекты могут, например, подчеркнуть общее впечатление от снимка. Надо взять за правило: фотографировать при контурном освещении!
Осенью лес представляет благодарную арену для "охоты" с фотоаппаратом. Листва уже не так плотна, солнце свободнее проникает через нее в глубь леса, красные и желтые листья благодаря панхроматическому материалу выходят более светлыми.
Легкие, искрящиеся туманы, часто закрывающие ландшафт, одинаково хорошо действуют на глаз и на снимок; они увеличивают воздушную перспективу и глубину пространства, при условии, конечно, если мы не уничтожим их, используя красный светофильтр и энергичное проявление.
Самым красивым украшением осеннего леса являются опавшие листья. Они и на снимке у нас будут красивыми, если мы будем фотографировать
не ландшафт с опавшей листвой, а листву с ландшафтом на заднем плане. Другими словами, чем короче расстояние, с которого мы их фотографируем, тем лучше будет передана их форма и оттенки. На заднем плане могут находиться фигуры людей для того, чтобы немного смягчить унылое впечатление от снимка в целом.
Интересно, что лес перед началом листопада и перед сменой своей окраски на снимке ошибочно может производить впечатление летнего или даже весеннего, но это, конечно, только в том случае, когда нет переднего плана, характерного для осени. Ну и что же особенного? Мы же ведь не фотографы-летописцы, делающие документальные снимки.
ТУМАН ПОЗДНЕЙ ОСЕНЬЮ
Каждому знаком тяжелый осенний туман, но только немногие включают его в качестве композиционного элемента в свои снимки. С фотографической точки зрения работать с ним легко, так как краски в тумане выглядят блеклыми и не разочаровывают, когда смотришь на готовый снимок. Надо помнить одно условие: нельзя, чтобы туман заполнял весь кадр; снимок нужно как-нибудь оживить, он не должен действовать угнетающе на зрителя (фото 101). Для снимков такого рода лучше всего пригодны негативные материалы нормальной чувствительности и контрастной градации. Для залитого солнцем осеннего леса, наоборот, больше подходит высокочувствительная панхроматическая пленка. Светофильтры нужно применять только в тех случаях, когда на снимке видно небо.
|