Иено Дулович: Моя техника мои снимки

МОЙ РЕЦЕПТ ПРОЯВИТЕЛЯ

Мне хотелось бы познакомить читателей с рецептом проявителя для пленки, который хорошо зарекомендовал себя в течение многих лет рабочы (не путать с выравнивающим проявителем) и который я с тех пор применяю взамен указанного метолсульфитного проявителя. Его преимущества: очень мелкое зерно, относительно большая выравнивающая способность, короткое время проявления, удобная рабочая температура (свыше 18° С),-возможность постоянного контроля и дешевизна. Недостаток этого проявителя заключается в том, что раз использованный раствор не выдерживает длительного хранения. Однако дешевизна химикалиев вполне компенсирует этот недостаток.

Метол 4,8 г
Сульфит натрия кристаллический или безводный 180 г
Метабисульфит калия 6,4 г
Вода 800 мл


Химикалии следует растворять в охлажденной кипяченой воде в указанном порядке, а затем долить воды до 1000 мл.

УКАЗАНИЯ ПО ПРИГОТОВЛЕНИЮ РАСТВОРА

Необходимо обращать внимание на следующее. При приготовлении раствора температура воды должна быть не выше 14° С. Если вода кажется теплее, то в готовом проявителе на дно сосуда может выпасть белый осадок, причем это может произойти и при применении химически чистого сульфита. Этого осадка нужно избегать. Если химически чистый сульфит растворяется при соответствующей температуре, проявитель остается совершенно чистым. Только при этом условии мы можем рассчитывать на .безупречную работу раствора. Небольшое помутнение, тонкий слой осадка на дне сосуда не должны вызывать опасений. Если же осадок достигает нескольких миллиметров, это означает, что наступили изменения, которые отразятся на удлинении времени проявления и ухудшении проявляющих свойств.

Я обращаю внимание на то, что чистота и правильная температура растворения сульфита важны не только при приготовлении этого проявителя, но и других, содержащих много сульфита. Поэтому меня всегда удивляли советы растворять сульфит в тепловатой воде. Надо раз и навсегда принять к сведению, что следует применять только холодную воду. Правда, растворение будет происходить медленно, но ведь нашей целью является не быстрое и удобное растворение химикалиев, а хороший снимок.

В хорошо закрытой, налитой до пробки бутылке коричневого стекла проявитель может сохраняться долгое время. Важно знать: мы всегда применяем его вместе с раствором десенсибилизатора, потому что только так можно добиться от проявителя наибольшего эффекта, не говоря уже о возможности контроля над процессом проявления.

В зависимости от количества метабисульфита калия, добавляемого в раствор, мы можем изменять важнейшие свойства проявителя, его выравнивающую способность и мелкозернистость. Указанные в нашем рецепте 6,4 г метабисульфита калия являются максимально рекомендуемым количеством. В этом составе проявитель такой же мелкозернистый, как и известные лучшие проявители; однако он превосходит их по своей выравнивающей способности. Если же добавить метабисуль4>ита калия больше, чем указано, то. зерно, за счет ухудшения выравнивающей способности, станет еще мельче. Однако наев первую очередь интересует высокая способность к выравниванию негативов.

Я обрабатывал в этом проявителе кинопленку наивысшей чувствительности и затем увеличивал все без исключения негативы до размера 30х40 см, а некоторые и еще больше. Снимки получились безупречными.

Обрабатывая негативный материал меньшей чувств и-тел ьности, мы должны, не обращая внимания на технику увеличения, уменьшить количество метабисульфита, так как этот материал в большей степени нуждается в выравнивающем проявлении. Точно указать, на сколько надо уменьшить это количество, трудно, так как чувствительность и зернистость у различных пленок неодинаковы. Я не могу сказать с полной уверенностью, что чувствительности х лучше всего соответствует у грамм метабисульфита калия, так как свойства негативных материалов на практике дают такие большие отклонения, что иногда одна из двух пленок, выпущенных различными фабриками, на этикетке которой указано большее число градусов ДИН, на самом деле не обязательно имеет большую чувствительность.

Даже у пленок одного и того же сорта возможны колебания в чувствительности и зернистости. Поэтому всегда целесообразно покупать пленку на метры, большими рулонами, так как мы быстро познакомимся со свойствами эмульсии этой пленки, и затем, пока хватит нашего запаса и будут соблюдены условия правильного хранения, мы можем рассчитывать на более или менее устойчивые свойства этого материала.

Идя навстречу менее опытному читателю, я хотел бы дать некоторые советы, не принимая, однако, на себя ответственности за возможные неудачи.

Я советую этому читателю при проявлении пленок чувствительностью от 10 до 15/10° ДИН не добавлять бисульфита в проявитель; для пленок чувствительностью от 16 до 20/10° ДИН добавлять примерно половину количества, указанного в рецепте, а при пленках высшей чувствительности≈полный объем указанного. Проведенные опыты покажут тогда, проявлять ли негативный материал для достижения мелкой зернистости, или повышенной выравнивающей способности. В зависимости от этого можно окончательно определить состав проявителя.

Остается разрешить еще один вопрос: как поступать, если проявитель уже приготовлен, а нам нужно проявить пленку меньшей .чувствительности? В таких случаях нужно увеличить щелочность проявителя≈ т. е. хотя бы частично нейтрализовать действие метабисульфита калия. Для этой цели вполне пригодна сода: 1,3 г соды для нейтрализации 1 г метабисульфита калия. Отвешенное количество кристаллической соды просто растворяется в проявителе. Можно также с успехом применять поташ: 1,3 г соды= 0,6 г поташа. Этим же методом можно воспользоваться, если нужно в готовом проявителе проявить несколько снимков, сделанных на пленке различной чувствительности. Сначала мы проявляем наиболее чувствительные пленки, а затем, после добавления соды,≈менее чувствительные.

Я хотел бы еще заметить, что этот вопрос можно решить подогреванием проявителя; если поднять его температуру с 21 - 22° до 26 - 27° С (опасно: может поплыть эмульсия!), то резко увеличится его выравнивающая способность. Конечно, зерно при этом станет крупнее, но ведь сода оказывает то же самое .действие,!

ИСТОЩАЕМОСТЬ ПРОЯВИТЕЛЯ

В 500 мл проявителя можно обработать в течение 1≈2 часов с одинаково хорошими результатами 10≈15 катушгк кинопленки. Лишь время проявления удлиняется каждый раз на одну минуту. К каждому из своих бачков для проявления я приобрел по второй спирали. Поэтому эту работу я выполняю за сравнительно короткое время, что особенно важно во время путешествий или экскурсий, когда нужно срочно проявить большое количество негативного материала.

Проявитель, в которомбыла проявлена только одна катушка пленки, сохраняется несколько дней, если его налить доверху в бутылку темного стекла. Ради эксперимента я пробовал пользоваться проявителем, уже бывшим в употреблении десять дней тому назад, и получил хорошие результаты. Но спокойнее, конечно, работать с раствором, простоявшим не более 3≈4 дней. Слишком большая бережливость здесь совершенно ни к чему; по сравнению с ценой негативного материала и другими расходами на 36 снимков пленки стоимость химикалиев на 500 г проявителя очень незначительна. Можно проявить более разумную бережливость, если подождать, пока накопятся для проявления 4≈5 катушек пленки с тем, чтобы проявить их за один раз. Тогда расходы на проявление одной катушки составят совсем ничтожную сумму.

И еще, чтобы не забыть: проявитель, бывший в употреблении, долго сохраняется только в том случае, есл;1 бутылка налита доверху. Поэтому оставшийся проявитель рекомендуется перелить в меньшую бутылку. Приготовлять 1 л раствора нужно только тогда, когда мы хотим проявить большое количество снимков; в противном случае нам хватит, в зависимости от объема бачка, 1/2 или даже l/4 л. При этом совершенно безопасно, а иногда и полезно развести водой уже имеющиеся 250 г раствора проявителя и довести это количество до 300, а иногда и до 350 г. Если значительно разбавить проявитель примерно до половины его объема, тосоогнолгние между мелкозернистостью и выравнивающей способностью становится впэлнэ удовлетворительным, в особенности у подлинно мелкозернистых проявителей. Жаль только, что -одновременно удлиняется время проявления (примерно на 15 мин.). Однако порой это необходимо.

Эгот метод проявления, возможно, покажется довольно сложным и неудобным. Но при второй попыгке он уже не будет таким отпугивающим.

Тот, кто стремится к совершенству в области фотографии, должен работать только лучшими средствами. В руках требовательного фотографа наш проявитель является средством, которым мастер должен в совершенстве владеть. При пользовании проявителями, состав которых неизменен, мы должны полностью приноравливаться к требованиям и методам работы их авторов. Поэтому можно лишь радоваться той большой свободе, которую предоставляет описываемый проявитель.

Назад... Дальше...

[Home] [TTL] [Albums] [Stereo] [Art] [Books & Articles] [Monitor Calibration] [Search] [Contacts] [Guestbook]


Copyright (c) 1999-2024 Alexey Semenoff