Иено Дулович: Моя техника мои снимки |
КОГДА И КАК ОСЛАБЛЯТЬ
Несмотря на всю тщательность, с которой мы работаем, может случиться, что негатив в результате перепроявления окажется более контрастным, чем:
требуется. В таких случаях его необходимо ослабить. Ослабление обычно производится при помощи жидкостей, растворяющих часть металлического серебра в негативе и тем самым уменьшающих его плотность, его контрасты. Есть ослабители, например Фармера, равномерно ослабляющие негатив во всех его частях, есть и другие, как, например, персульфат аммония, ослабляющие сначала более плотные места.
Нас может интересовать только такой ослабитель, который оставляет нетронутыми наименее плотные части негатива, т. е. тени, многочисленные тональные переходы которых имеют решающее значение для красоты снимка.
Кроме того, здесь речь должна идти о таком способе, успех которого можно гарантировать. Этот способ заключается в следущем.
Негатив, предварительно тщательно промытый, помещается в раствор:
Вода
|
500 мл
|
Красная кровяная соль
|
12 г
|
Боомистый калий
|
8 г
|
В этом растворе металлическое серебро превращается в бромистое. Процесс считается оконченным, когда вся обратная сторона негатива примет желтовато-белую окраску. Затем мы промываем его в течение 6≈8 мин. в проточной воде и сушим. Оказывается, что бромистое серебро является намного более прозрачным, чем металлическое, т. е. оно свободнее пропускает свет и поэтому контрасты становятся меньше*.
Но это "официальное" объяснение. По моим наблюдениям, при ослаблении происходит еще небольшое смещение тонов, и притом именно в сторону проработки теней. Учитывая это положительное явление, следовало бы испробовать этот процесс еще раз, тем более что мы ничем при этом не рискуем. Конечно, основным условием должна быть чистота и тщательность в работе. На слое ни в коем случае не должно быть никаких следов тиосульфата натрия!
ОСЛАБЛЕННЫЙ НЕГАТИВ ;
"Как же может негатив состоять из светочувствительного бромистого серебра?"≈спросим мы. Ведь это соединение разлагается и изменяется под действием света. Да, так действительно получается, но только в тех случаях, когда имеется прямой солнечный свет или свет дуговой или кварцевой лампы,≈ вот тогда это опасно. Рассеянный свет или свет обыкновенной электролампы не вызывает никаких заметных изменений. Да и, между прочим, негативы хранятся ведь не на ярком дневном свету, а в коробках, картотеках или регистраторах. Если все же какой-либо ослабленный негатив попадет под действие сильного дневного света и покроется пятнами, его надо на продолжительное время поместить под прямые лучи с о л н-ц а. Он станет тогда, конечно, более плотным, однако эта плотность будет равномерной.
Если же в результате ослабления получился слишком вялый негатив, то можно применить тот же способ; "солнечная ванна" в течение нескольких часов снова усилит контрасты. В особых случаях может помочь кратковременное проявление в сильно разбавленном мелкозернистом проявителе. Только потом негатив не надо фиксировать, как это обычно принято делать. Я повторяю:
фиксирование воспрещается!
После проявления негатив нужно промыть и высушить. Если же проявление продолжалось слишком долго, ослабление можно повторить еще раз. Для очень контрастных негативов с угольно-черным серебряным слоем этот ,способ, конечно, непригоден. Такие негативы выглядят на просвет красновато-коричневьши и при увеличении или контактной печати дают такие же контрасты, как и перед ослаблением. Ослаблять такие негативы можно только обыкновенным ослабителем, и, конечно, они неизбежно потеряют в своем качестве.
Укрупнение зерна, наступающее при применении описанного здесь метода
ослабления, является совершенно незначительным и может быть сведено на
нет, если воспользоваться соответствующими приемами при увеличении
(фото 118).
* По существу здесь речь идет не об ослаблении, а об отбеливании негатива. (Прим. ред.)
|