Учимся играть на баяне и гармошке, клавиатуры и расположение нот
Общие замечания
В литературе я видел немало картинок клавиатур и расположения нот, но
работать с ними одно мученье. Мне удобнее, когда на картинке я
вижу в точности то, что видит играющий, если наклонит голову вперед, а не
зеркальные отображения и прочую галиматью.
Я привык к буквенным названиям аккордов и вместо "Ля септ аккорд" мне
привычнее написать "A7", не говоря о том, чтобы искать
аккорды по трезвучиям, записанным в басовом ключе. Поэтому левые
клавиатуры разрисованы именно таким образом.
Для правых клавиатур я поместил соответствующие ноты. Для тех, кто не
знает нот очень рекомендую найти и почитать азы нотной граммоты и для
начала просто усвоить на какой кнопке искать нужную ноту (не вдаваясь
пока в длительности нот и прочие тонкости).
Левые клавиатуры
Слева играем аккомпанемент. Левая рука задает и размер мелодии,
правая играет под нее (а не наоборот!). Собственно все то же самое
как, например, на гитаре, то есть бас-аккорд или бас-бас-аккорд.
Рядом с основными басами есть кнопочки дополнительных басов и я
рекомендую не забывать про них, для того, чтобы разнообразить
аккомпанемент, а не тупо лупить бас-аккорд. Напирмер для аккорда Am
кроме баса A может быть и C и E или даже F. Очень часто такие
нестандартные вещи так и записываются, к примеру Am/G - бас G с
аккордом Am. Для использования доп. басов очень помогает использование
четырех пальцев левой руки.
Баян, левая клавиатура
Вертикальные ряды.
Имеем два ряда басов, 1й - дополнительный, 2й - основной, от которого
есть еще три ряда готовых аккордов. Аккорды нарисованы кружками
побольше. Первый ряд - мажор, потом минор, потом мажор-септ, например,
C(бас) - C(мажор) - Cm(минор) -C7 (мажор-септ). Дополнительные басы часто
находятся на ряд выше-ниже во втором ряду, например для C это может быть бас G.
Горизонтальные ряды расположены через квинту (5 полутонов), то есть
никаких проблем играть аккомпанемант в любой тональности с той же аппликатурой.
Основные звуки и аккорды это белые кнопочки, черные - диез/бемольные
полутона.
Короче говоря есть все звуки и основные аккорды для них.
(Прим. аккордеоны и некоторые баяны имеют шестой вертикальный ряд
минорных септаккордов типа Cm7, Am7 etc).
Гармошка-хромка, левая клавиатура
В отличие от баяна обычная гармошка-хромка (25x25) играет только в
двух тональностях, например в моем примере
это C-мажор и A-минор. Хочу
отметить, что это условные тональности, на самом деле чаще всего
гармошки настроены в Fm-Ab. Но при записи нот подразумевается именно
C/Am. Почему именно Fm? Дело в том, что если петь под гармошку, Am
не очень удобен для многих голосов.
Первый веркальный ряд - басы. Это ряд вспомогательных басов в том
смысле, что аккорды построены не от них.
Второй вертикальный ряд - минор/септ. Расположены они в порядке бас-аккорд, через
квинту. Например, типичным аккомпанементом будет Am-Dm-H7-E7-Am.
Третий вертикальный ряд - басы и мажорные аккорды, расположенные точно так же
как и во втором ряду. Для многих частушек, например будет такой
аккомпанемент - F-C-G-C.
Все вышесказанное про баян в полной мере справедливо и здесь, то есть
игра четырьмя пальцами и чередование басов.
Правые клавиатуры
Здесь играется мелодия. Именно правая рука играет под левую.
Ноты обычно записываются в унисон (мелодия как она есть). Очень часто
приходится переделывать если петь под баян/гармонь, потому как петь в
унисон не очень удобно.
Играть надо четырьмя или пятью пальцами. Чаще всего большой палец
правой руки "достается" из-за грифа только для исполнения каких-то
мест произведения, а потом "прячется" обратно.
Баян, правая клавиатура
Тут все понятно. Белые кнопки - основные тона, черные -
диез-бемольные. Очень удобно, что если играть на ряд выше-ниже с той
же аппликатурой, то уезжаем на полтора тона вверх-вниз (для настройки
под голос например).
Мелодия соло и под голос чаще всего играется в пределах малой-первой октавы.
Гармошка-хромка, правая клавиатура
Как я уже говорил, хромка играет только в двух
тональностях. Соответственно и звукоряд обрезан и загнан в
соответствующую тональность. Звукоряд повышается не так как у баяна, а
наоборот (не слева-направо-вверх, а справа-налево на нижнюю кнопку).
Диез-бемольные ноты (их только три) вынесены на самый верх. Очень
часто используеся диез-бемольная нота из другой октавы и используется большой палец
правой руки. Не очень удобно, но все же лучше, чем ничего.
Еще раз линки на картинки
назад
|